Зрительно-пространственные способности

Это специфическое название объединяет в себе ряд психических явлений: восприятие пространства, пространственные представления, мышление, способность ориентироваться в пространстве и т. п. Огромную роль в них играет зрительный

140 Глава 5. Ощущения и восприятие

анализатор. Поэтому есть смысл рассмотреть этот комплекс способностей именно здесь, в разделе о зрительном восприятии, на которое приходится основная нагрузка в этом явлении.

Прежде всего, оно наиболее изучено среди всех зрительных ощущений и восприятия. Кроме того, по нему получены наиболее устойчивые половые различия (их получают многие исследователи на протяжении многих лет у испытуемых разного возраста и принадлежащих к разным культурам). Оно же является и достаточно дискуссионным — специалисты много спорят о его происхождении и о причинах различий между полами.

Маккобии Жаклин делят пространственные способностина 2 типа: неаналитические (в них большую значимость имеет собственно пространственный компонент, который и определяет половые различия, но при решении этих задач не требуются аналитические способности) и аналитические (например, отделение элемента от его основы). Оба типа имеют в основном отношение к изучению зрительной модальности. Соответственно этому делению различаются и 2 группы исследований.

Неаналитические исследования зрительно-пространственных способностей

29 экспериментов, проведенных с 1965 по 1973 г.

Испытуемые: от 3 до 79 лет, обшая численность (по моим подсчетам) 42 370 человек. Метолики:

1) репродуктивные задачи: воспроизведение по памяти геометрических форм и воспроизведение расстояния с помошью шагов;

2) подбор пары к стимулу: геометрических узоров (по шаблону) и к двухмерным и трехмерным геометрическим стимулам;

3) определение формы предметов (включая ошибки при определении): дошечек, треугольников, кубов;

4) опенка пропорций предметов: по шаблону; тест противоположных пропорций; решение задач, связанных с геометрическими шаблонами;

5) измерение константности: размера двухмерных и трехмерных геометрических стимулов и формы при врашении предметов;

6) задачи с трехмерными объектами: выбор трехмерных объектов, изображенных в двухмерной плоскости, и определение числа видимых плоскостей предметов (блок-тест — см. Приложение);

7) решение задач с различных пространственных позиций: подбор формы по шаблону, определение формы предмета, подбор фотографии комнаты (снятой с различных пространственных позиций) и подбор картинок, изображающих предметы в комнате;

8) графические задачи: составление геометрических узоров и рисование линий;

9) задачи, связанные с определением положения в пространстве: подбор определенного положения, воспроизведение положения машин и домов, локализация объекта в пространстве, зрительное определение положения двухмерных и трехмерных объектов;

Во что поиграть? Security Hole — головоломка для развития пространственного мышления


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: