Желательное мышление

Иными словами, художест-
венный процесс понимается
Джеймсоном как результат сво-
его рода желательного мышления, в ходе которого желания
писателя, не найдя удовлетворения в действительности, компенси-
руются в мире художественного вымысла. Причем этот мир вы-
мысла состоит из причудливого переплетения утопических элемен-
тов авторской фантазии и реальностей современной писателю дей-
ствительности. Понять логику, по которой образуются связи ме-
жду этими элементами, с точки зрения критика, можно при по-
мощи семического квадрата глубинной смысловой структуры, пер-
вобытного мышления бальзаковского мироощущения, т. е. его
политического бессознательного, в котором неразрешимый
логический парадокс противоречий посредством логических
пермутаций и комбинаций стремится достичь псевдорешенил на
утопическом уровне (191, с. 167).

На основе данной методики Джеймсон обнаруживает в
Старой деве Бальзака бинарную оппозицию между аристо-
кратической элегантностью и наполеоновской энергией (там же,
с. 48), которую отчаянно пытается преодолеть политическое
воображение писателя, с одной стороны, порождая как контра-
дикторные отношения между этими понятиями, так и все логиче-
ски доступные их синтезы, и в то же время, с другой — оказы-
ваясь неспособным ни на миг выйти из этой оппозиции. Каждый

ГЛАВА II

из членов оппозиции является сложным комплексом представле-
ний, обладающих внутренне противоречивым характером.
Аристократическая элегантность связывается с двумя группами
понятий. В первую входят старый режим, поклонником и апо-
логетом которого, как подчеркивает Джеймсон, был Бальзак,
органическое общество, его законность и легитимность; во
вторую — культура с ее семантическим полем, определяемым
понятиями неактивность и пассивность. При этом наполео
новская энергия также дизъюнктируется на семы энергия с
ее символическим олицетворением в фигуре Наполеона и
буржуазия с ее характеристиками незаконности,
импотенции и стерильности.

Таким образом, Джеймсон выделяет четыре основные семы
— единицы значения: старый режим, энергия, культура и бур-
жуазия, каждая из которых обладает специфическими характери-
стиками, т. е. семантическим полем, и служит символическим оп-
ределением характера персонажа. В результате подобных абст-
рактно-спекулятивных операций и возникает семический квадрат
властных структур:

Окно Джохари: САМОПОЗНАНИЕ. Насколько хорошо ты знаешь себя и как к тебе относятся окружающие?!


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: