Задачи и формы внеурочной работы

Внеурочная, или внеклассная, работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в рамках языковой личности. Это игры, утренники, викторины, походы и экскурсии, выпуск газет и журналов, радиопередачи, съемка телефильмов, конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение, самостоятельное (внеклассное) чтение книг, журналов, газет. Внеурочная работа проводится в школе после уроков, дома, в детских клубах и пр. Эта работа ориентируется не на обязательные стандарты-минимумы, не на программы учебных предметов, а на интересы самих детей.

Наиболее регламентирована работа кружков: русского языка, литературных, иностранных языков, театральных, краеведческих и т.п. Обычно они работают по четкому плану, с постоянным руководителем.

Руководство различными организационными формами внеурочной работы возлагается как на учителей начальных классов, так и на предметников, на приглашенных специалистов — журналистов, артистов, археологов, инструкторов по туризму и пр.

Основные задачи внеурочной работы:

а) развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;

б) развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;

в) развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие потребности самообразования;

г) углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений.

Роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

В последние годы наблюдается повышение роли семьи в общем развитии детей: велика в этом смысле функция домашних учителей, домашнего чтения, семейных библиотек; можно было бы сказать и телевидения, если бы его чрезвычайно возвысившееся участие в жизни школьников не превысило ныне все допустимые нормы.

Внеурочную работу следует отграничивать от учебной помощи отстающим; впрочем, для тех, кто помогает отстающим, что псе внеклассная деятельность, причем очень благородная. Выполнение домашних заданий также не включают в систему внеурочной работы.

Принципы внеурочной деятельности:

избирательность в выборе тем и форм занятий;

учет пожеланий и увлечений самих детей;

занимательность — более высокая, чем на уроках;

сотрудничество учителя и детей — тоже в большей степени, чем на уроках.

Методы работы учителя, руководителя и учащихся:

исследования;

индивидуальная работа по интересам;

творческая деятельность;

решение познавательных, субъективно-творческих задач;

моделирование, программирование, алгоритмизация и т.п.

Вебинар — Организация внеурочной деятельности в начальной школе вопросы и ответы от 24.08.2018


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: