Взаимоотношение сюжет — фабула

К вопросу о фабуле и сюжете

Существует много определений этих двух понятий, еще более споров по этому поводу. Волькенштейнсчитает, что сюжет драмы это важнейшие обстоятельства и наиболее значительные события — этапы драматической борьбы. Томашевский фабулой называет совокупность событий связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Иногда под фабулой понимается склад событий в их естественном, хронологическом и причинном порядке. Сюжет в данном случае — те же события, в том порядке, в котором они идут в художественном произведении. Сюжет и фабула могут не совпадать. На наш взгляд лучше употреблять термины композицияи диспозиция, так будет точнее. Диспозиция — естественный склад событий. Композиция — их последовательность в художественном произведении.

Довольно интересное определение сюжету дает БентлиЭ: «если драма — это искусство, изображающее чрезвычайные ситуации, то сюжет — это средство, с помощью которого драматург вовлекает нас в эти ситуации и (если он того хочет) выводит из них обратно»[77]. Барбой напротив считает, что фабула не имеет столь уж большого значения. По его мнению, современный театр избавился от давления фабулы, но тем не менее, сохранил присущие ей принципы — принципы объединения всех элементов, различных по своей природе в одно, художественное целое произведение. Он называет этот принцип структурой и на основании его выводит «структурный анализ». Мы не будем останавливаться на нем, т.к. он характерен более режиссуре, чем собственно драматургии и не углубляясь в тернии терминологических споров, постараемся коротко рассмотреть данные понятия.

05 Сюжет, фабула литературного произведения


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: