Взаимодействие гласной и согласной в слоге

Например, «С» – «фиксированная внешняя связь объектов»[7].

Если за «с» следует гласная с семантикой отделения (а, о, ы, э, у, ъ), то речь уже идёт о нарушении связи между этими объектами (ссора, сок, сук) или, как минимум, о представлении связи в форме отдельной (отделяемой) области или отдельных (раздельных) объектов (сор, судно, садить).

Гласная с семантикой присоединения (я, ё, и, е, ю, ь) усиливает связь между объектами до уровня сцепления, объединения (сеть, сидеть, сеча, сюртук, ось, месить).

Гласная с семантикой области соединения или разделения (о-ё, ы-и, у-ю) преобразует «связь» в семантику «связанной области», которая собственно и обеспечивает структурную целостность присоединённых элементов или является областью разделения взаимосвязанных объектов (осёдлый, сидеть, сюртук; сок, сырой, сук).

Гласная с семантикой формы существования соединения или разделения, зависящей от механизма их взаимодействия (а-я, э-е, ъ-ь) преобразует «связь» в семантику «связующего механизма», который собственно и обеспечивает способ присоединения элементов или является способом разделения взаимосвязанных объектов (сядь, сеть, ось; сачок, сорвать, склока).

Изменение внутреннего сцепления объектов («Ц») – это уже качество управления внутренней средой, целостностью структуры (целый, цепь, цель, цитата; цугом, цапфа, цапля, царапать, [цукор] (нем.) – сахар). Семантика «Ц» уточняется смыслом соседних с ним звукобукв. Например, «царапать» представляет собой механизм, когда объект создаёт, изменяет связь с внутренней структурой основы (ц), проникая внутрь этой структуры, соприкасаясь с её элементами (р), и образуя внешнюю общность с этой основой (п). Это, вообще говоря, семантика когтя зверя, проникающего в жертву, а также всего того, что это напоминает.

Но вернёмся к «С».

Гласная с семантикой обособления, конкретизации (а-я, о-ё) вносит в понятие «связь» смысл обособленной связи или локального отделения или присоединения (сабля, сор, осада; сядь, осёдлый).

Гласная с семантикой обусловленности, причины (э-е, ы-и) вносит в понятие «связь» смысл вероятной, зависимой, производной связи между объектами (сын, [сэр]; силки, сеть).

Гласная с семантикой согласования, соотнесения (ъ-ь, у-ю) вносит в понятие «связь» смысл согласованной взаимосвязи или описывает область согласования объектов посредством связи (сук, сюртук; стол, ось).

Теперь, если мы соберём воедино все качества, привносимые в семантику «С» гласной, то получим последующую детализацию смысла «связь».

Например, «со» – «внешняя фиксированная связь объектов, отражающая механизм отделения в её рамках этих локальных объектов» (сообщество, собрание, соитие, совать, сор, сок, сойти, сохнуть).

Слог «са» – «внешняя фиксированная связь с объектом в локальной области, формирующая отделение объекта» (сабля, оса, сапог, саван, садить, сажа). Например, «сапог» отделяет ногу от луж и холода (са), за счёт стабильной внешней общности ноги с сапогом (п), устроенной по принципу вложенности ноги в сапог (г).

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Видеоурок по русскому языку 1 класс


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: