Выявление и освоение учащимися способа действия, для осознанного применения знаний

Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных действий с учебным материалом. Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учетом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания на практике) достигается в том случае, если обучение идёт не по пути накопления суммы отдельных умений, а в направленииот общего к частному. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, а в освоении общего для многих случаев способа действия.

В технологии деятельностного метода эта задача решается на этапах первичного закрепления при организации самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, при включении нового знания в систему знаний. При этом учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. На данном этапе происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой – подготовка к изучению следующих тем.

Формирование у школьников умения контролировать свои действия

Формирование умения осуществлять действия самоконтроля и самооценки деятельности является одним из важных умений в русле деятельностного подхода к обучению. При этом учитель должен показать учащимся, что важно не только констатировать факт верного или неверного выполнения задания, а выявить проблемные места, причины успеха или неудачи выполнения задания.

В качестве приёмов работы, способствующих реализации этого условия, можно использовать самопроверку с помощью «ключа», взаимопроверку по эталону и т.п.

Одним из важных моментов при организации самоконтроля и самооценки является создание в процессе этой деятельности ситуации успеха для каждого ученика.

Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Каждый урок заканчивается подведением итогов, при деятельностном подходе итог – это рефлексия учебной деятельности учащихся.

На этапе подведения итогов фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). учитель сравнивает поставленную цель и достигнутые результаты, фиксирует степень их соответствия и намечает дальнейшие цели работы над темой.

На этапе рефлексии актуально применение приемов «Круглый стол», «Бортовой журнал»; составление «тонких и толстых» вопросов; создание собственных текстов (синквейн, эссе и т.д.).

Использование современных образовательных технологий на уроке в начальной школе позволяет решить дидактические и методические задачи всех этапов урока деятельностной направленности. При этом важно понимать, что использование той или иной технологии должно быть обосновано целью урока и содержанием учебного материала.

АЛЬФА СОСТОЯНИЕ — самый простой способ войти в состояние АЛЬФА. Ада Кондэ


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: