Введение в анализ сценария

Сценарий можно кратко определить как жизненный план, удивительно напоминающий драматический спектакль, который личность вынуждена играть.

Сценарий зависит от ранних решений и позиций, принятых в детстве. Он находится в состоянии Я Ребенка и «записывается» через трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые они играют, являются частью этого сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может лучше понять свой жизненный сценарий.

Иллюстрирующий пример

Во время занятий в группе Фред рассказывал: «Если я услышал это один раз, то я услышу это сотни раз: «Ну что за глупость ты делаешь, Фред. Ты можешь сделать хоть что-нибудь правильно?» Я не мог говорить достаточно быстро с моими родными и до сих пор иногда заикаюсь. В школе я всегда был последним в классе и хорошо помню учителей, говоривших: «Это глупый вопрос, Фред». Учителя напоминали мне мою маму. При зачитывании отметок успеваемости мое имя было последним, и дети смеялись надо мной. Затем я поступил в высшую школу, и консультант сказал мне, что я могу учиться лучше, что я не глуп, а только ленив. Я просто не пытался заставить себя».

На последующих занятиях Фред понял, что в детстве он принял позицию «Я глуп. Я не о’кей». Он считал себя неудачником и играл эту роль. Хотя Фред был неуспевающим, он остался в школе и играл в игру «Тупица», получая низкие оценки, вызывая унизительные замечания и недовольство учителей. Это укрепило его основную психологическую позицию.

Фред обнаружил, что его сценарий был сценарием Проигрывающего. В состоянии Я Ребенка он чувствовал себя глупым и играл роль Тупицы. Он также обнаружил, что его Родитель согласен с этой позицией и, таким образом, поощряет его терпеть неудачу. Анализ состояний Я, проведенный Фредом, дал его Взрослому объективные сведения о том, кем он был, как он приобрел эти черты и какую роль они играли в его жизни. Это позволило Фреду решить, какое состояние Я будет управлять его жизнью. В конце концов его Взрослый полностью победил. Фред вернулся в колледж и достиг хороших успехов в учебе.

После того как он обнаружил, что его сценарий был сценарием Проигрывающего, Фред решил, что он не должен больше быть Проигрывающим. Он может стать Выигрывающим, если только захочет этого. Берн пишет «Основной целью трансакционного анализа является анализ сценария, так как этот сценарий определяет судьбу и идентичность личности» (17).

Эрик Бёрн. Познай себя (I)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: