Вопрос 6. экспериментальные методы в профпсихологии

Метод эксперимента является основным методом познания механизмов и закономерностей психологической реальности. Его сущность заключается в получении нового научного знания в контролируемых и управляемых условиях. Основная неспециализированная задача эксперимента — установление причинно-следственных связей и объяснение психологических процессов и явлений.

При проведении эксперимента возможно в широких пределах варьировать условия протекания изучаемого процесса, выделять влияние переменных факторов, изучать их взаимосвязи и тем самым устанавливать закономерности и механизмы психических явлений.

Важным достоинством метода эксперимента является возможность качественной оценки изучаемых процессов, количественного учета исходных данных, что позволяет математически обрабатывать результаты исследования и формулировать статистически значимые выводы.

Различают три типа экспериментального метода: естественный, моделирующий и лабораторный эксперименты.

Естественный эксперимент предполагает исследование психических явлений в обычных, естественных условиях (на уроке, в производственном коллективе, в процессе выполнения трудового задания и т.п.). Достоинства естественного эксперимента — относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения эксперимента, органическая включенность в условия жизни и деятельности испытуемых.

Моделирующий эксперимент применяют в ситуациях, когда большая сложность и высокая динамичность некоторых трудовых процессов не позволяют изучать их в обычном режиме работы реальных технических устройств. Такие процессы упрощают. В изучаемом трудовом процессе выделяют основные его составляющие, определяющие успех работы, создают искусственные условия осуществления этой деятельности и в таких смоделированных условиях изучают сложный трудовой процесс. Моделирующий эксперимент применяется также при изучении профессионально важных качеств личности в процессе ее профессионального становления.

Лабораторный эксперимент предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента применяется обычно при исследовании элементарных психических функций: сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, при изучении рабочих движений человека.

Формирующий эксперимент. Использование формирующих экспериментальных методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-профессионального процесса и выделением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности обучаемых. Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий профессионального образования, эффективной методики профессиональной подготовки на предприятии, инновационных способов повышения квалификации.

Методы работы с микроорганизмами. Мария Летарова — Микробиология #3


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: