Вопрос 2. специфика профпсихологии среди наук, изучающих человека и труд

Для успешного разрешения возникающих на протяжении всей профессиональной жизни ненормативных ситуаций, кризисов и противоречий необходима психологическая помощь и поддержка. Исследование многоаспектных проблем взаимодействия личности с профессией велось отечественной психологией. В основном эти проблемы изучались психологией труда, педагогической и возрастной психологией, инженерной психологией.

Психология труда — область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе его труда (вопросы профпригодности, профдиагностики, формирования профессиональных умений и навыков; в центре ее внимания стояли исполнительские, операционные аспекты труда, адаптация работника изучалась по линии психофизиологических характеристик человека).

Инженерная психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия человека и технических устройств.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости (вопросы личностного и профессионального роста, профессионального самоопределения, психологическим особенностям кризисов и конфликтов профессионального развития взрослых).

Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания личности (проблемы профессионального обучения и воспитания, особенности повышения квалификации и переквалификации)

Ценностные, смыслообразующие, мотивационные аспекты труда не исследовались, поэтому результаты не давали целостного представления о профессиональном становлении работников, формировании профессиональных намерений, причинах выбора или смены профессий, этапах трудовой карьеры, проблемах профессионализации и дезадаптации. Речь идет о выделении самостоятельной отрасли психологической науки – профпсихологии, которая бы специально занималась проблемами взаимосвязи, согласования человека с профессией.

Чтобы показать правомерность выделения профпсихологии в самостоятельную отрасль психологического знания, приведем отличия предметов и объектов психологии труда, инженерной, педагогической и возрастной психологии (табл.2).

Таблица 2: Отличительные признаки отраслей прикладной психологии

Отрасль психологии Предмет исследования Объект исследования
Психология труда Психологические закономерности и особенности трудовой деятельности Трудовая деятельность: ее психофизиологические и исполнительские характеристики
Инженерная психология Психологические закономерности взаимодействия человека и технических устройств Система «человек – машина»
Педагогическая психология Психологические закономерности обучения и воспитания Обучаемые
Возрастная психология Психологические закономерности развития личности в онтогенезе Психическое развитие личности в онтогенезе
Профпсихология Психологические закономерности профессионального становления личности Профессиональное развитие личности в системе «человек- профессия»

Биоэтика и медицинская этика / История и философия науки: философия наук о живой природе (ТГУ)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: