Вопрос 12. синтаксис слова. глагол.

Синтаксис слова изучается по частям речи и включает в себя след. разделы:

— семантическая классификация и

— синтаксические функции той или иной части речи

Глагол— одна из осн. знаменательных частей речи, обозначающих процессуальный признак предмета — действие (ср. строить, читать, гулять), состояние (ср. болеть, спать, лежать) или отношение (ср. стоять, преобладать, зависеть), характеризующаяся грамматич. категориями вида, залога, наклонения, времени, лица.

Различают полнознаменательные и неполнознаменательные слова (слова с релятивной – относительной семантикой, не употребляющиеся абсолютивно, т.е. без зависящих от них форм др. слов – распростанителей). Примеры неполнознаменательных глаголов: обернуться, выдать, принять, заниматься.

Предполагается устройство естественной категории по периферийно-центрическому типу, где в центре находятся лучшие представители категории ( изосемические слова – их значение совпадает со значением категории и грамм. признаки данной части речи проявляют себя лучшим образом), а на периферии – худшие представители категории (неизосемические слова), в которых свойства категории явлены худшим образом и имеют параллели с другими категориями. Исходя из этого следующая модель категории глаг.:

Вопрос 12. синтаксис слова. глагол.

В центре — акциональные (см. ниже), полнознаменательные глаг. – они могут служить полноценными сказуем., имеют лицо, модальность, время. Ронять — не вполне претендует на статус акционального, не имеет императива, учительствовать — ослаблена категория вида, заслужить – интерпретационный глаг. (причинно-следственные связи, оценка).

Из изосемических слов строятся изосемические модели предложений (напр., Баскетболист бросил мяч), из неизосемических – соответственно неизосемические ( Баскетболист совершил бросок в корзину). Неизосемические глаг. легко убираются при переводе и заменяются на более подходящий глаг., изосемические глаг. убрать нельзя.

Различают след. модели предложений:

— безглагольные (Татьяна – в лес, медведь – за ней. Люстра на потолке.)

— с неполнознаменательными глаг. (Люстра висит на потолке. Аптека находится за углом.)

— с полнознаменательными глаг. (Актриса уронила платок.)

— с неполнознаменательными и полнознаменательными глаг. (Актриса хотела уронить платок.)

Функционально-семантическая классификация глаг.:

— глаголы полно/неполнознаменательные

— глаголы акциональные/неакциональные (только полнознаменательные)

Акциональные глаг.:

1) Глаголы конкретного физического действия (бросать, ломать, печатать)

2) Движения и перемещения ( лететь, ехать, идти, плыть)

3) Донативные глаголы (изменение отношений принадлежности: брать, получать, давать)

4) Речевого действия (рассказывать, сообщать)

5) Социального интерсубъектного действия (понятие комплексного действия: общаться, мириться, ссориться)

6) Ментального действия (думать, размышлять)

7) Восприятия (видеть, чувствовать)

8) Эмоционального действия (страдать, радоваться, волноваться)

9) Физиологического действия (глаголы с ослабленным элементом контроля: вздрогнуть, моргнуть)

10) Деятельности или занятия (учительствовать)

11) Способа поведения (силен интерпретационный компонент: лентяйничать, глумиться)

Найди Слова Глаголы 1


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: