Виды рынков: конкуренция, монополия, олигополия.

Трансакционные (организационно-договорные) затраты — затраты времени, усилий и денег на поиск поставщика ресурсов или услуг, заключение с ним соглашения о ценах и других условиях сделки, контроль за тем, чтобы она была выполнена. Сокращение трансакционных издержек – преимущество фирм и организаций.

Характеристики конкурентного рынка (совершенная конкуренция)

1) товары примерно одинаковы, т. е. нет опасности, что потребители предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свойствам или качеству над продукцией других фирм;

2) товары на рынок предлагают многие фирмы, и объемы их поставок не очень различаются. В этом случае каждая из фирм оказывает достаточно слабое влияние на общее рыночное предложение и не может существенно изменить ситуацию на рынке в свою пользу;

3) затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится предыдущее условие)

4) транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения. Т.е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта);

5) вход на рынок и выход из него не связаны с большими трудностями. Например, пассажирский авиалайнер не изготовить в домашней мастерской: для этого надо сначала возвести большое и достаточно дорогое предприятие. Следовательно, рынок таких самолетов не может быть рынком совершенной конкуренции (не так много предпринимателей сумеют собрать сумму, достаточную для создания подобного предприятия, и войти в рынок). Т.е. нарушится второе из перечисленных выше условий;

6) продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия (называемого обычно информационной прозрачностью рынка) продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия и не могут требовать цены выше нее. Причина проста: все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие фирмы, и немедленно начнут покупать у них, а не у фирмы, решившей продавать дороже равновесной цены.

Спрос и предложение на конкурентном рынке, и как его видит отдельная фирма.

Виды рынков: конкуренция, монополия, олигополия.

Конкуренция и монополия. Видеоурок по обществознанию 11 класс


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: