Виды работы учащихся по учебнику

Учащемуся необходимо научиться читать учебник, не только видеть в нем информационный материал, но разбираться в заданиях к упражнениям, во всем методическом аппарате. Учитель не должен полагаться в этом на самого ученика: нужно убедиться, что школьник разобрался во всех указаниях учебника. Учебник должен стать постоянным помощником ученика. Работа с учебником проводится постоянно.

При подготовке к усвоению нового материала обычно учебник используется для языкового анализа, для наблюдений над словами, предложениями — это подготовка к усвоению нового.

Новый материал не всегда усваивается путем чтения учебника, особенно если применяются эвристические методы. Однако после поиска, когда учащиеся уже пришли самостоятельными путями к выводу, к формулировке определений и правил, они обращаются к учебнику, сверяя свои выводы с соответствующими формулировками в учебнике. Само собой разумеется, что определения и правила должны быть усвоены в том виде, в каком они даны в учебнике (возможен и такой случай, когда запоминаются обе формулировки).

Не исключается и такой вариант усвоения нового: пройдя этап подготовки, ученики получают задание самостоятельно прочитать учебник, разобраться во всем, после чего учитель проверяет правильность усвоения. Такая методика приучает школьников к самостоятельной работе по книге.

На этапе закрепления нового и тренировки, выработки умений и навыков по учебнику выполняются разнообразные упражнения ПО заданиям, которые в учебнике даны до или после текста упражнения.

Работа по учебнику не должна подменять живое слово учителя, ибо диалог, непосредственный обмен мыслями, постоянное следование ученика за логическими построениями учителя развивают учащихся, активизируют их. Иными словами, учебник не должен сковывать учителя и учащихся, не должен подменять собой живой процесс общения на уроке. Учитель не только вправе, но и обязан оживлять урок введением собственных примеров, материалов.

Учебник используется на этапах задания на дом, выполнения заданий дома и проверки выполненного на следующий день в классе, а также школьниками при повторении и для справок, для самопроверки.

Кузнецова И.В. Беличенко Д.Ю. | Технология продуктивного чтения в начальной и основной школе


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: