Виды мышления, выделенные по различным основаниям

Виды мышления, выделенные по различным основаниям

Рис. XI.10.

Виды мышления, выделенные по различным основаниям

Рис. XI.11. Составляющие продуктивности ума

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Связь критичности ума с возрастом (полученная в экспериментальных условиях) представлена на графике XI. 12.

Самостоятельность мышления —————= умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли
Критичность мышления ———————————-¦ объективная оценка других и себя
Глубина мысли —————- способность анализировать, сравнивать, находить существенное
Гибкость мысли ———————————-=¦ умение находить пути решения задачи
Пытливость мысли —————-. потребность всегда искать наилучшее решение

Виды мышления, выделенные по различным основаниям

Рис. XI. 12. Корреляция критичности мышления с возрастом

Схема формирования типов мышления в зависимости от характера обучения

Тип обучения Характер умственных операций Тип мышления
Алгоритмное обучение Описательно-объяснительное обучение Проблемно-поисковое обучение Точное копирование преподавателя и учебника Полусамостоятельное осмысливание. Преобразование и усвоение учебного материала Самостоятельное синтезирование новых понятий из элементов .имеющихся знаний Репродуктивное стандартное мышление Полусамостоятельное репро-дуктивно-вариативное мышление Самостоятельное творческое (продуктивное мышление)

Эффективность решения детьми задач, данных я вагляджо-обрааяом плане до и после обучения решению наглядяо-дейсгвенных задач (в %; по данным Г.Я. Минской)

Возраст детей Решение задач

Реальность как проекция ума.Буддизм и квантовая физика.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: