Виды экономического наблюдения

Попробуем классифицировать основные виды экономического наблюдения и указать на роль и значение каждого из них в экономических исследованиях.

Начнем с нашей первой типологии – разделения наблюдения на включенное (соучаствующее) и невключенное (простое). В большинстве случаев экономисты, как правило, используют невключенное (простое) наблюдение. Непосредственное участие экономистов в тех или иных наблюдаемых ими хозяйственных процессах – явление крайне редкое (естественно, речь идет о тех случаях, когда это влияние можно и проследить, и измерить).

У включенного наблюдения есть и свои преимущества, и недостатки.

«(Для включенного наблюдателя существует опасность. – А.О.) утратить объективность, становясь в позицию тех, в среде кого он действует. Но такая заинтересованность вместе с тем может быть и преимуществом, если социолог (и экономист также. – А.О.) трезво оценивает ситуацию и неуклонно следует хорошо продуманной концепции исследования»[302]302

Ядов В.А. Указ. соч. С. 208.

Второй подход к классификации наблюдения был связан с разделением его на полевое и лабораторное. Для экономических исследований характерно полевое наблюдение, лабораторное встречается крайне редко – в основном в психологических, социологических и педагогических исследованиях.

Третий подход разделял наблюдение на стандартизированное и нестандартизированное. Поскольку сама экономическая реальность, которую наблюдают экономисты, носит в большинстве случаев стихийный, непредсказуемый характер, то экономическое наблюдение чаще всего бывает нестандартизированным.

И наконец, четвертый подход делил наблюдение на акторное и вербальное. Акторное наблюдение в экономических исследованиях означает наблюдение за действиями и поступками людей в сфере хозяйства, а вербальное наблюдение – это наблюдение за словами и мнениями респондентов – акторов экономических процессов.

Основной тип экономического наблюдения – это акторное наблюдение. Тем не менее, особенно начиная с 60—70-х гг. XX в., экономисты все чаще прибегают и к вербальным методам исследования, и широкое распространение в их профессиональной среде получили: а) анализ хозяйственных документов и, в частности, контент-анализ; б) экономический опрос, в первую очередь в форме так называемого экономического анкетирования и интервьюирования.

Проблемам экономического опроса будет посвящен следующий раздел, а здесь мы скажем несколько слов об использовании в экономических исследованиях анализа документов и тесно связанного с ним контент-анализа.

Анализ хозяйственных документов – это то, с чем экономист-исследователь и экономист-практик сталкивается ежедневно. Р. Пэнто и М. Гравитц выделяют пять основных видов документов: 1) официальные (включая архивные); 2) печатные СМИ (газеты, журналы и т. п.); 3) распределяемая или передаваемая информация (художественная и документальная литература); 4) частные документы; 5) рисунки, аудио– и видеозаписи и т. п. Сейчас, по-видимому, можно выделять и шестой вид документов – электронные, компьютерные. Экономистов в основном интересуют первые три вида документов, а также электронная информация: именно оттуда они черпают все свои первоначальные данные. Анализ этих документов чаще всего проводится неформализованно, качественно, но иногда исследователи и аналитики прибегают и к количественным методам, в первую очередь к контент-анализу.

Эмпирические методы познания. Наблюдение


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: