V. работа над текстами отрывков.

В сценической речи в работе над отрывками ставится задача учиться передавать через авторское слово свои мысли, чувства, выявлять через слово свои отношения, точно зная «…какие мысли, чувства вы хотите вызвать у слушателя»[28]. Работа над текстом поможет научиться ценить слово и понимать, что если текст произносится, то он всегда должен оказывать определенное воздействие на слушателя иди на партнера. Кроме того, работа над текстом ставит перед учащимися обязательное требование: не забывать, что действенное слово должно быть технически профессиональным, то есть быть четким (дикция), литературно правильным (орфоэпия), слышимым и звучным (дыхание и голос), точно выражать смысл каждой фразы и всего контекста (логика речи).

Так же как в работе по мастерству актера для освоения всего сложного процесса создания образа есть определенный первоначальный этап — работа над этюдами, так и в сценической речи текстовой отрывок является своеобразным этюдом по овладению действенным словом, когда практически проверяется качество речи, ее профессиональное мастерство. И потому студент должен сделать как можно больше речевых этюдов. Эту работу нельзя рассматривать как художественное чтение, где чтец-исполнитель подробным образом изучает творчество автора, его биографию, эпоху, проделывает сложную аналитическую работу не только по исполняемому отрывку, но и по всему произведению, из которого берется читаемый отрывок, чтобы определить место данного отрывка во всем произведении и его значение для раскрытия идейного содержания всего произведения. Чтец изучает и раскрывает характеры и взаимоотношения действующих лиц, определяет основные события, через которые раскрывается сюжет произведения, и т. д.

В работе над речевыми этюдами задача упрощается.

Вся сложная аналитическая работа по всему произведению на данной, первоначальной стадии работы по слову не обязательна, хотя и не исключается. Взятый для работы речевой отрывок является как бы определенным «предлагаемым обстоятельством» для отстаивания перед слушателем того или иного собственного утверждения, желания, возможности защитить или обвинить кого-то перед слушателем, привлечь его на свою сторону, посмеяться вместе с ним над поведением того или другого человека, заставить слушателя полюбоваться картиной природы, красотой человека, его прекрасным поступком и т. п. Поэтому материалом для работы может служить отрывок из рассказа, романа, повести, поэмы любого автора, важно только, чтобы этот отрывок был идейно и художественно полноценным и представлял собой целый по содержанию кусок с началом и завершением. Тексты должны быть небольшими по размеру, по содержанию они могут быть самыми разнообразными: рассказывать о различных событиях, описывать картины природы, рисовать портреты людей и т. д.

В дальнейшем полученные навыки в работе по действенному и технически профессиональному слову помогут в работе над текстом по мастерству актера и художественному слову.

11 Секретов, Чтобы Запоминать Все Быстрее Остальных


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: