Уровень произносительный

Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено; но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. Трудности в произношении звуков [р] — [л], [с] — [ш], [ц] — [ч], [й], [ф] и некоторых других бывают у отдельных детей и могут быть устранены. Причины трудностей могут быть диалектными, просторечными и физиологическими. В последнем случае требуется вмешательство логопеда (логопедия — наука о природе, причинах недостатков речи и о способах их устранения).

Произносительный уровень развития речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями — фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Кроме того, многим детям необходима помощь в преодолении психологического барьера, медленных реакций в диалоге, пассивности, застенчивости.

Силу голоса и дыхание развивают упражнениями в громкой речи и постепенным увеличением отрезков предложений, произносимых одним вдохом: 5 слов, 7 слов, 8 слов, 10 слов (взрослый -до 35 слов). Постоянно проводится работа над дикцией, т.е. четким, понятным и в то же время нормативным артикулированием звуков — порознь и в словах. Используются упражнения «тише -громче», «быстрее — медленнее». Все это — основы выразительности, основы владения устной речью.

Выразительность и правильная передача смысла достигаются с помощью логических ударений (или фразовых), которые выделяют более сильным звучанием главную смысловую нагрузку в предложении, в тексте, иногда полностью изменяют смысл: дай мне эту книгу; дай мне эту книгу.

Велика роль пауз в выразительности речи. Паузы бывают смысловые, короткие (между словами) и более продолжительные — между синтагмами и предложениями; ритмические в конце стихотворных строк и психологические, нужные для того, чтобы подготовить внимание слушателя к чему-то особенно важному: Стрела выходит из колчана, взвилась — и падает казак с окровавленного кургана (А.С. Пушкин).

В данном случае психологическая пауза на письме обозначена тире; другие знаки препинания тоже обозначают большую или меньшую паузу в сочетании с повышениями и понижениями тона:

Произносительный аппарат. Связь артикуляции с характеристиками звуков. Часть 2. Характеристики речи


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: