Управление корпоративной социальной ответственностью

ТЕМА 6. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕСА

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Социальная ответственность в деятельности предпринимателей проявляется, прежде всего, в разработке и реализации комплексных программ и социальных проектов. Например, в программах, направленных на социальное развитие предприятия, или предполагающих участие предпринимателей (в лице работодателей) в негосударственных пенсионных фондах, или корпоративных накопительных фондах.

Кроме того, это реализация социальных проектов на различных уровнях (на территории присутствия бизнеса, в масштабах страны). Реализация таких проектов предполагает установление партнерских отношений с органами власти, профессиональными и общественными организациями. Такой тип отношений заранее формирует ожидания сторон: взаимная выгода и для бизнеса, и для власти, и для общества в целом. Результат такого типа отношений — баланс интересов бизнеса, власти и населения, который находит выражение в повышении уровня качества жизни[1].

В последние годы предпринимателями создаются организационные структуры для реализации программы или конкретного социального проекта, а также для контроля исполнения. В последние годы социальные цели, реализуемые в рамках программ или социальных проектов, включаются в структуру целей стратегического развития предприятия, что свидетельствует о процессах институциализации.

Действия предпринимателей, направленные на социальное развитие, можно разделить на внутренние, для своих работников, и внешние — для населения территории. Основной механизм выстраивания отношений предпринимателей с наемными работниками — это коллективные договоры, в которых отражаются обязательства сторон. Договоры регулярно пересматриваются сторонами.

Также предприниматели осуществляют действия, направленные на социальное развитие вне предприятия. Это создание условий для поддержки молодежи и детей, особенно талантливых, здорового образа жизни, улучшения экологических условий и т. д.

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Реализация действий, определяемых корпоративной социальной ответственностью как нормой поведения, требует. Соответственно, это процесс, который может состоять из следующих этапов:

1) определение приоритетов в социальном развитии;

2) создание специальной структуры для управления социальными программами;

3) обучение акторов, осуществляющих программы в области социальной ответственности;

4) реализация акторами социальных программ;

5) оценка результатов реализации социальных программ, информирование заинтересованных сторон[2].

Для информирования заинтересованных сторон предприниматели готовят отчеты, которые размещаются на сайте организаций. Традиционно аудиторские компании соответствующей квалификации заверяют такие отчеты. Для подготовки отчетов бизнес-сообществом разработаны рекомендации (Global Reporting Initiative, GRI).

На Западе становится популярной процедура, которую условно можно обозначить как «общественное заверение», для этого приглашают представителей заинтересованных сторон, те заверяют отчет, оценивая его с разных позиций. Это очень важно, потому что при выборе работы для наемных работников все чаще определяющим фактором становится не только зарплата, но и ответственное поведение компании[3].

Корпоративная социальная ответственность


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: