Трудности фонетики и графики

Есть трудности в самом содержании материала и трудности его усвоения. Первые:

а) осмысление функций букв по отношению к звукам: дети легче воспринимают буквы на зрительной основе;

б) дети очень трудно воспринимают все случаи отклонений от системы, от общего правила (йотированные буквы, леи, ши и т.п.);

в) дети всегда легче усваивают материал, имеющий жизненный понятный им смысл, например слово и его значение. Фонетика и графика не всегда связываются в их сознании со значениями, с жизнью.

Вторые:

а) у некоторых детей еще есть детские недостатки артикулирования звуков речи: [с] — [ш], [л] — [р] и пр.;

б) школа с первых дней вводит высокие требования литературной речи, у детей же — диалектизмы, просторечные слова и произношение;

в) трудности звукослияния на начальных этапах чтения (эта трудность, отмечавшаяся в прошлом как труднопреодолимая, настоящее время ослаблена применением современных методик);

г) трудности письма, его техники; неустойчивость внимания и пр.

Некоторые трудности снимаются введением системности языковых понятий: и фонетика, и графика с самого начала изучения школе понимаются детьми как необходимые ступени в языке, общении, т.е. в речи. Уже упоминавшийся ряд: общение — речь, понимание предложение — слова — слоги — звуки речи осмысливает каждую единицу этого ряда, формирует целостный, системный механизм языка в сознании школьника.

Заметим в заключение, что произносительные ошибки учащихся пока намного превышают общеизвестную «норму» ошибок орфографических и бороться с ними труднее.

Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

В этой главе объединены материалы нескольких уровней языка, языковой системы, ранее не выделявшиеся, так как они не занимали существенного места в начальной школе. В настоящее время их положение стало весомее, особенно в школах гуманитарного направления.

Объединение вызвано сравнительно малым объемом материалa, а также его функциональной общностью, близостью.

В название главы не включены некоторые отрасли лингвистической науки, которые, подобно лексике, морфемике, представлены в современном начальном языковом курсе: лексикография, фразеология, стилистика.

Преодоление трудностей обучения фонетике младших школьников


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: