Типы организационных структур, их сравнительный анализ

ТЕМА 7 ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Типы организационных структур, их сравнительный анализ

Слово «структура» означает совокупность элементов, связей и отношений между ними, характеризующих систему как нечто целое.

Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей фирмы. Таким образом, организационная структура менеджмента исходит из ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внутренней и внешней среды.

Таким образом, давая общую характеристику организационной структуры, можно выделить несколько положений, определяющих ее значимость:

— организационная структура фирмы обеспечивает координацию всех функций менеджмента;

— структура организации определяет права и обязанности (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях;

— от организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание;

— структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т. е. стиль менеджмента и качество труда коллектива.

Организационные структуры имеют большое число видов и форм.

Первое разделение: формальные и неформальные организационные структуры.

Формальная структура фирмы — это структура, выбранная и установленная менеджерами высшего уровня путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и пр. Неформальная структура является отражением межличностных отношений в рамках формальной структуры.

Предметом данной лекции являются только формальные организационные структуры.

Это понятия механистических и органических структур управления. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, позволяющее выявить сущность ее построения. В этом аспекте организационная структура определяется как сочетание следующих трех компонентов: сложности, формализации, централизации.

Первый компонент — сложность — означает степень дифференциации различных видов управленческой деятельности, в том числе ее функций (дифференциация по горизонтали и вертикали). Чем выше степень дифференциации, тем более сложной является организационная структура фирмы, корпорации.

Второй компонент — формализация — определяется степенью однотипности (унификации) управленческих правил и процедур. Структура будет тем более формализованной, чем больше установленных свыше правил и процедур в ней действует.

Третьим показателем свойства организационной структуры фирмы (предприятия, корпорации) является степень централизации (децентрализации) управления в ней. Она зависит от того, на каких уровнях менеджмента принимаются решения.

Типы организационных структур, их сравнительный анализ

2 4 Линейная и линейно функциональная структуры


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: