Типология потребителей

Типология личности потребителей является базой для маркетинговых исследований, задача которых состоит в том, чтобы найти взаимосвязь между личностными переменными и видами поведения потребителя: покупка, выбор средств информации, выбор продукта, риск, отношение.

В литературных источниках описаны различные подходы к классификации потребителей. В качестве критериев классификации используются такие показатели, как:

  • доминантность психических процессов;
  • отношение к товарам и услугам;
  • способность к риску и др.

Рациональный и иррациональный типы потребителей. Классическое разделение потребителей на рациональных и иррациональных основывается
на критерии доминантного участия процессов мышления и восприятия в формировании поведения. Рациональные типы при восприятии мира основываются на глубокой мыслительной обработке информации: обдумывают, дают оценку, ставят цели, планируют действия, подчиняют эти действия критериям морали, этики. Все задуманное они стараются последовательно довести до конца. Если какие–то обстоятельства помешают осуществить их планы, они ощутят дискомфортное состояние беспокойства и неудовлетворенность.

Все действия иррационального типа основываются не на суждении разума, а на силе восприятия и зависят не столько от заранее определенных намерений, сколько от случайностей. В своем поведении такие потребители бывают непредсказуемы и изменчивы, причем эта изменчивость напрямую зависит от изменчивости среды.

Рациональный и иррациональный типы поведения обусловлены особенностями структуры мозга, а также такими психологическими явлениями, как подражание и заражение. В стандартных ситуациях человек ведет себя, как и все окружающие. Думать самостоятельно, находить собственные решения – это тяжелая работа, поэтому люди стремятся экономить свои интеллектуальные силы, идут по пути подражания.

Важную роль в распространении форм поведения играет механизм заражения. Люди в определенных условиях заражаются чужим настроением, заимствуя соответствующие формы поведения. Но не все люди в равной степени подвержены заражению. Французский психолог Густав Лебон считает, что социальное заражение более всего характерно для людей с подавленной волей

Типы потребителей по критерию ментальности. Французские исследователи выделяют четыре типа клиентов в зависимости от ментальности (особенности мышления): рациональные, осторожные, сентиментальные, супермодные. Данная типология соответствует классическим типам ментальности (табл. 1).

Type


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: