Типология организационных форм развития речи

Развитие речи происходит в первую очередь на уроках русского языка. Выделяется традиционно один час в неделю на специальные упражнения в связной речи: на сочинения, изложения, устные рассказы. Но обогащение словаря, постоянное построение предложений и текстов, усилия школьников выразить свою мысль наблюдаются на всех уроках, как языковых, так и по другим предметам. Направляющую функцию выполняют специальные речевые уроки: беседы, сочинения, изложения, уроки риторики, сообщения и доклады учащихся.

Далеко не все уроки, на которых цели развития речи преобладают, вписываются в общую типологию уроков русского языка. Так, подготовка к сочинению или устному выступлению бывает рассредоточенная: это и наблюдения, походы, экскурсии в музеи; домашняя подготовка, поиски книжных материалов; сам урок (или конференция, телепередача, письмо, статья и пр.). Поэтому, классифицируя уроки сточки зрения развития речи, можно выделить четыре их типа. Уроков без каких-либо видов обогащения и развития речи, в сущности, вовсе не бывает.

Первый тип — это любой урок русского языка (чтения и литературы, грамматики и орфографии, письма и чистописания), па котором не стоит специальная речевая задача, но по ходу урока имеют место и беседа, и словарная работа, отработка выразительности, интонаций, пересказ прочитанного, составление предложений, их перестройка, исправление речевой ошибки, иная работа по культуре речи.

Второй тип- это урок, на котором, помимо основной планируемой цели по грамматике, литературе, орфографии, вводится фрагмент, имеющий отношение к речи, — от 10 до 20 минут примерно: знакомство с новым видом пересказа, с построением плана усложненного типа, с лексико-семантическим материалом (синонимами, антонимами), с новым пособием фразеологическим словариком, отработка дикции или пауз, логических ударений, написание микросочинений с грамматическими заданиями, импровизация диалогов, знакомство с записью прямой речи. Эти фрагменты, весьма частые в структуре современных уроков, занимают свое место в системе развития речи школьников.

Третий тип — это уроки, целиком посвященные сочинению, изложению, устным рассказам, драматизации, инсценированию, докладам и пр. продолжительностью в один — полтора урока. Применяются уроки анализа речевых ошибок, редактирования текста, работы над композицией, уроки — конкурсы на лучшего чтеца, уроки вне класса — экскурсии, уроки в библиотеке. Отдельные примеры таких уроков приведены в 6-7-й главах настоящего раздела.

Четвертый тип — это уроки риторики, которые идут по своей программе. Как уже было сказано, их тематика должна быть согласована с календарным планом сочинений во избежание дублирования.

В любом случае занятия по программам риторики не должны отмежевываться от системы занятий по родному языку, как и уроки литературы, ибо и система, структура языка, и речь на этом языке, и литература — это неразделимое единство, единый путь обогащения интеллекта, разума, всего духовного мира человека, а риторика — «введение в храм слова» (С.Ф. Иванова).

Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: