Тезис дюгема-куайна в философии науки.

ДЮГЕМА—КУАЙНА ТЕЗИС — утверждение о том, что научная теория не представляет собой изолированную систему высказываний, а связана с обширным «фоновым» знанием и потому всегда может быть «спасена» от опровержения, если произвести соответствующие изменения в этом «фоне».

Научная теория «бессмертна», по крайней мере, до тех пор, пока ученые хотят этого бессмертия. Это методологическое наблюдение У. Куайна перекликается с предположением П. Дюгема о предзаданности суждений о мире теоретическим контекстом, в котором эти суждения возникают. Согласно Дюгему, эмпирические данные — это конструкты, формируемые теоретической системой, и потому нельзя считать, что какой-то отдельный фрагмент может быть опровергнут ссылкой на факты или на результаты наблюдений. Однако Дюгем был далек от того, чтобы считать равноценными (равно «неопровержимыми») любые теоретические контексты; в конечном счете, именно правильный выбор теории обеспечивает приближение научного знания к реальности за счет повышения адекватности научных описаний естественных явлений. Куайн придерживался более сильной трактовки этого предположения: рациональная реконструкция роста знания невозможна, поскольку нет однозначных правил выбора из теоретических альтернатив. Эта трактовка была поддержана постпозитивистами «исторического направления», ссылавшимися на Д.—К. т. как на один из своих источников. В то же время против «сильной интерпретации» этого тезиса выступили «критические рационалисты», поддерживавшие идею рациональной реконструкции истории науки и принципы нормативной эпистемологии. «Неопровержимость» теории, которую утверждает Д.—К. т. — это условие «негативной эвристики» , работающей в рамках научно-исследовательской программы, но не свидетельство иррациональности и произвольности выбора теории, совершаемого учеными.

Д.—К. т. может быть инкорпорирован в различные философско-методологические и историко-научные концепции, в зависимости от его интерпретации. В этом сказывается неоднозначность эпистемологической идеи о зависимости наблюдений от теоретических интерпретаций («теоретической нагруженности» фактов): она может рассматриваться как аргумент в пользу релятивизма, но в то же время ее можно считать методологическим вызовом, а ответить способна «гибкая теория научной рациональности», поиск которой составляет содержание современной философии науки.

Школа Франца Боаса (часть 1)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: