Теории интеллекта

Теория Р. Киттел – разделил интеллект на 2 вида:

§ генетическая часть интеллекта

§ средовой – связан с влиянием окр. среды, с обучением ребенка и его определяет наш опыт; культурный интеллект.

Теория Чарльза Спирмена. Чарльз Спирмен (1863-1945, брит.) описал концепцию, которую назвал общим интеллектом, или фактором g. Использовав технику, известную как факторный анализ, Спирмен провёл ряд тестов умственных способностей и пришёл к выводу, что оценки по этим тестам были удивительно похожи. …интеллект представляет собой общую когнитивную способность, которая может быть измерена и выражена численно.

Луи Л. Тёрстоун. Первичные умственные способности. …включает семь «первичных умственных способностей». Среди описанных им первичных способностей встречаются: вербальное понимание; индуктивное рассуждение; беглость речи; перцептивная скорость; ассоциативная память; вычислительная способность; пространственная визуализация.

Говард Гарднер. теория множественного интеллекта. Его теория описывает восемь различных интеллектов, основанных на навыках и способностях, которые ценятся в разных культурах: визуально-пространственный интеллект; вербально-лингвистический интеллект; телесно-кинестетический интеллект; логико-математический интеллект; межличностный интеллект; внутриличностный интеллект; музыкальный интеллект; натуралистический интеллект.

Роберт Стернберг. Трёхкомпонентная теория интеллекта. Он определил интеллект как «психическую деятельность, направленную на отбор, формирование и адаптацию к реальным условиям чьей-то жизни».

Его концепция состоит из трёх факторов:

  • Аналитический ум. Относится к способностям решать задачи.
  • Творческий интеллект. способности справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и текущие навыки.
  • Практический интеллект.способности адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Предпосылка способностей – задатки (врожденные, приобретенные).

Задатки– это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

а) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

б) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

физтех отжигает на псевдонаучке ФизФака МГУ Full HD


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: