Тема 10. матричные методы формирования корпоративной стратегии предприятия

10.1 Матрица Бостонской Консультативной Группы (БКГ)

В стратегическом управлении анализ портфеля предприятия связан с анализом структуры, динамики и качества совокупности и отдельных бизнесов, осуществляемых фирмой. Поэтому методика анализа портфеля фирмы предполагает изучение так называемых стратегических единиц бизнеса (СЕБ).

Одним из самых известных методов анализа является матрица «Рост – доля рынка» Бостонской Консультативной Группы, разработанная в 60-х годах. Данный метод позволяет принимать решения по вложениям, имеющим долгосрочную перспективу, в фирме, производящей различные продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, имеющие различные темпы роста и различную долю рынка. Матрица «Рост – доля рынка» (рис.4) построена следующим образом. Горизонтальная ось показывает долю рынка, которую занимает каждый продукт (СЕБ). Доля рынка измеряется в частях относительно доли рынка, контролируемой лидером (основным конкурентом) отрасли. Например, если бизнес А занимает 15% от общей емкости рынка, а доля лидера рынка равна 30%, то доля рынка для А составляет 0,5. Горизонтальная ось варьируется от 0,1 до 10.

Вертикальная ось показывает годовой темп роста отрасли от 0 до 20% и более; 10% выделяется в качестве водораздела между быстрым и медленным ростом.

Нанесенные на матрицу кружочки показывают положение хозяйственного подразделения (продукта) фирмы на осях – рост-доля рынка.

Размер круга пропорционален доле прибыли данного подразделения в общей прибыли фирмы от всех видов деятельности. Квадранты матрицы отражают положение каждого из направлений деятельности, входящих в деловой портфель предприятия. Применяется следующая классификация квадрантов матрицы (см. рис. 4) [3]:

  • вопросительный знак – высокий темп роста отрасли делают хозяйственные подразделения привлекательными с отраслевой точки зрения, однако низкая доля рынка поднимает вопрос о том, смогут ли эти подразделения успешно конкурировать с более крупными предприятиями. Бизнес на этой стадии является «захватчиком ресурсов», т.е. может потребовать значительных финансовых вливаний для того, чтобы успевать за высокими темпами роста отрасли и в завоевании значительной доли рынка, если ставится цель стать лидером отрасли. Вопросительным знакам стратегия представляет выбор: либо агрессивно инвестировать и, используя мощности быстрорастущей отрасли, превращаться в «звезды», либо сворачивать свою деятельность и переводить ресурсы в более перспективные сферы бизнеса.

Урок 6. Разработка стратегии развития предприятия. Организация процесса стратегического планирования


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: