Тема 1.2. смена научных парадигм — закон развития науки

Понятие парадигмы. Циклы развития науки (по Куну). Естественные, социальные и гуманитарные науки. Этапы развития науки об образовании. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования. Научные традиции и научные революции.

Основные понятия: парадигма, полипарадигмальность.

Тема 1.3. Методология современной науки и образования

Понятие методологии научного знания. Уровни методологии: философская методологияобщие принципы познания; общенаучная методология (содержательные общенаучные концепции, воздействующие на достаточно большое число научных дисциплин – системный подход, кибернетический подход и др.); конкретно-научная методология (совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине); методология данного конкретного исследования – методика и техника исследования, набор процедур, обеспечивающих получение эмпирического материала, его первичную обработку. Особенности образования.

Основные понятия: методология, уровни методологии.

Тема 1.4. Новые концептуальные идеи и направления развития науки и образования

Проблема оценки и сравнения научных теорий. Новые концепции научных исследований и практики. Роль социально-исторического этапа развития общества в формировании актуальной тематики науки.

Актуальные вопросы в науке и образовании. Причины обращения к философскому рассмотрению проблем образования в наше время. Таксономия Б. Блума.

Основные понятия: научная теория, концепция, таксономия.

Тема 1.5. Ценностные аспекты науки и образования

Наука и образование как ценность. Философия труда и собственности в контексте образования. Образование и проблема совместимости науки и религии.

Основные понятия: ценность, аксиология.

Тема 1.6. Философские проблемы становления человека. Системоцентрическая и антропоцентрическая парадигмы науки

Постнеклассическая наука в контексте постиндустриального общества. Преемственность научных теорий, преемственность педагогического знания. Идея в научном поиске. Система «цель-знания»-целеполагание в педагогике. Отраслевая структура наук.

Основные понятия: теория, целеполагание, структура наук.

6.7 Парадигмы общественного развития — Философия для бакалавров


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: