Сущность управления персоналом организации

Понятие «организация» произошло от французского «organization»; «organizer» – устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать.

Этим, словом можно определить:

— строение чего-либо;

— совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи. Именно в этом значении мы и будем использовать данное понятие;

— cаму деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других.

Рассматривая организацию как совокупность людей объединенных для решения задач, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других. Что это за элементы? К основным элементам организации относятся цель, структура, управление, персонал. Несколько подробнее остановимся на каждом из них.

Цель – то, ради чего данная организация формируется, и будет действовать в дальнейшем.

Определение цели может быть дано двояким образом – для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации и для ее собственных участников, включенных в процесс функционирования. В первом случае можно говорить о миссии организации – цели деятельности организации, ориентированной в будущее. Во-втором случае для описания цели организации важен такой аспект, как видение, т.е. то, как организация предполагает двигаться к достижению целей, как она видит пути и этапы достижения целей.

Структура – важный элемент, без которого не может существовать ни одна организация.

Под структурой организации понимается ее конструкция, наличие определенных частей и соотношение между ними, степень жесткости (гибкости) этой конструкции, типы взаимодействий между внутренними элементами. В управленческой практике выделены три основных типа организационных структур:

— линейная;

— функциональная;

— адаптивная (самоприспасабливающая).

Линейная организационная структура, которая часто называется пирамидальной, бюрократической, строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием.

Достоинства линейных организационных структур:

— четкая система взаимных связей;

быстрота реакции в ответ на прямые приказания:

— согласованность действий исполнителей;

— оперативность в принятии решений;

— ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Основная проблема организационных структур этого типа – ограниченность, т.е. ограниченность диапазона контроля. Диапазон контроля определяется количеством подчиненных, которые могут «замыкаться» на одного руководителя, количеством связей в организации. Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно осложняет деятельность руководителя. Типы связей показаны на рис.1.1.1.

Сущность управления персоналом организации

Система управления персоналом — психология и неочевидные законы. Управление сотрудниками.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: