Ступени метода трансцендентальной феноменологии.

Гуссерль, раскрывая шаг за шагом содержание философского исследования, имел все основания говорить о методе. Это означает, что речь идет отнюдь не о произвольных философских актах, а о таких способах образования философского знания, которые образуют единство и осуществление которых ведет в конечном счете к одной и той же цели – постижению смысла мира в целом. Заключая данный параграф, резонно дать перечень основных ступеней и понятий феноменологического метода. Всегда полезно иметь перед глазами не рассыпанное по многим страницам, а легко обозримое целое. Итак, гуссерлевский метод феноменологической редукции содержит следующие существенные моменты.

§ Мы должны спрашивать у самих вещей, воспринимаяих так, как они даны нам в созерцании.

§ Полнота созерцания достигается рефлексией.

§ Всякого рода естественные установки, не являющиеся результатом тщательного философствования, должныбыть заключены в скобки (это требование приема эпохе).

§ Всякое психическое феноменально, в нем является нечто.

§ Феноменальность в субъективной чистоте выступает как интенция, как сознание о….

§ Интентум (когитум) и интенция (когитация) – полюсы интенциальности.

§ Чистота феноменологического опыта достигается вимманентной субъекту временности.

§ Сознание есть поток переживаний, воспоминаний, фантазий. Сознание о нечто инвариантном выступает как идентирование.

§ Работа субъекта с чистыми феноменами сознания называется феноменологической редукцией.

§ Феноменологическая редукция реализуется в форме ноэзиса и поиска ноэмы.

§ Продвижение к искомым смыслам требует конструирования благодаря творческим способностям сознания, в том числе воображению и фантазии, синтетических многообразий переживаний.

§ Конструирование многообразий переживаний сопровождается вариациями, которые ограничены определенными горизонтами.

§ Сущности – это инварианты в вариациях.

§ Смыслы достигаются в усмотрении, в категориальной интуиции – так приходят к очевидному.

§ Эйдосы идеальны, т.е. они умопостигаемы и не даны реально.

§ Постигаемый в эйдосах предмет есть предметность.

§ Работа с эйдосами есть эйдетическая редукция.

§ Истина есть интенциальное прояснение, обеспечивающее согласованность человеческого опыта.

§ Трансцендентальное Я есть инвариант и единство всех актов сознания и условие-предпосылка феноменологического опыта.

§ Другой в трансцендентальном смысле аналогичен Я.

Феноменология Эдмунда Гуссерля (рассказывает Виктор Молчанов)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: