Структурный анализ конкурентного окружения организации

Структурный анализ конкурентного окружения начинается с определения типа среды, в которой действует организация. Выше были рассмотрены различные типы среды и уяснено, что посредством анализа вполне возможно получить представление о неопределенности и сложности среды. Структурный анализ является попыткой представить множественные воздействия окружающей среды на организацию в виде модели, которую достаточно легко понять и согласно которой можно действовать.

Какое воздействие на деловую стратегию оказывают различные типы внешней среды? При ответе на этот вопрос можно прийти к следующим заключениям:

  • чем сложнее и динамичнее конкурентная среда, тем сложнее проблема прогнозирования;
  • чем сложнее конкурентная среда, тем сложнее представить ее в виде модели;
  • сложность и динамизм среды будут оказывать решающее влияние на процесс выбора типа стратегии;
  • чем выше сложность и динамизм, тем выше уровень связанного со стратегией риска.

Проведение структурного анализа (модель пяти сил Портера — Porter’s Five Forces Approach)

Целью изучения различных типов конкурентной среды является получение разностороннего описания среды путем выявления максимального количества факторов, которые могут воздействовать на шансы организации добиться успеха или потерпеть неудачу в ее деятельности на рынке. Наибольшая сложность состоит в том, что количество факторов велико и степень их воздействия на организацию может существенно различаться. Преодоление этой сложности возможно путем использования схем, выделяющих наиболее значимые факторы, воздействующие на организацию и позволяющие оценить интенсивность их воздействия.

Одна из наиболее известных схем, позволяющих добиться результата исследования методом структурного анализа, была предложена М. Портером (1985) и получила название «модель пяти сил» (см. рис).

Модель Портера основывается на следующих положениях:

1. Структурный анализ признает, что конкуренция в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующих фирм.

Структурный анализ конкурентного окружения организации 2. При проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и в этой связи потенциальные уровни воздействия на организацию пяти ключевых сил. Методика позволяет определить наиболее мощные ключевые силы для формулирования стратегии.

Пятью такими ключевыми силами являются:

  • угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов;
  • власть покупателей;
  • власть поставщиков;
  • угрозы со стороны заменителей товара или услуги;
  • уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.

3. Методика структурного анализа позволяет компании разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, позволит ей занять прочную позицию при столкновении лицом к лицу с различными конкурентными силами.

ZEITGEIST: MOVING FORWARD | OFFICIAL RELEASE | 2011


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: