Строфа. виды строф — ii.

3. Катрен – четверостишие. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.

Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Холостой стих — четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи, т.е. вторая и четвёртая строки рифмуются, а первая и третья – нет ( схема: АВСВ).

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А. Плещеев)

Балладная строфа — строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.

Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.

Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец…
И король посылает двенадцать вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.

Рубаи — строфа в восточной поэзии по схеме ААВА (реже AAAA).

В колыбели – младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)

Рифмовка 4 + 4 (квадратная рифмовка) — рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD.

А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий —
Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б. Пастернак)

Монорим — стих, построенный на одной рифме — монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.
К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард…

Фард:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)

II. Сложные строфы.

1. Квинтет (пятистишие) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М. Лермонтов)

Лимерик (или лимрик) – (схема ААВВА) пятистишие, написанное анапестом, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)

Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
А не сжечь ли котенка?-
Невозможная внучка из Йены.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)

К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)

Литература 5 (Архангельский А.Н.) — Изучаем теорию литературы: ритм, стопа, стих, рифма. Видеоурок


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: