Стилистическая окраска слова

Упражнение 33. Из толковых словарей современного русского литературного языка выпишите десять слов, имеющих стилистическую пометуразговорное, и десять слов со стилистической пометойпросторечное. Определите различия между разговорными и просторечными языковыми средствами. Укажите ситуации общения, в которых могут быть использованы разговорные и просторечные слова, используя несколько нормативных словарей русского языка (или несколько изданий одного и того же словаря, например, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова / первое издание – 1949 год/), выясните, всегда ли к одному и тому же слову даются одинаковые стилистические пометы. Чем это объясняется?

Упражнение 34. Определите стилистическую окраску и степень экспрессивности приведенных ниже слов. Всегда ли суффикс -ищ- является показателем стилистической и экспрессивной окрашенности слов? Мотивируйте свой ответ.

I. Арбузище, басище, бычище, великанище, сестрище, голенище, детище, дождище, домище, займище, идолище, кострище (место для костра), кострище (большой костер), кнутовище, кусище.

II. Логовище, огнище (место для костра), огнище (большой костер), плечище, пожарище (место после пожара), пожарище (большой пожар), полчище, прозвище, святилище, снежище, сонмище, топорище (большой топор), топорище (ручка топора), туловище, училище.

Упражнение 35. Приведите примеры слов различных частей речи, стилистическую и экспрессивную окраску которым придают:

а) приставки, б) суффиксы, в) редупликации (повторы). Охарактеризуйте стилистическую и экспрессивную окрашенностъ этих слов.

Упражнение 36. Пользуясь толковыми словарями современного русского литературного языка, определите, какие из приведенных ниже слов имеют нейтральную стилистическую окраску, а какие являются стилистически окрашенными. Укажите окрашенностъ последних. Если слова характеризуются двуплановой стилистической окрашенностью, дайте их подробную стилистическую характеристику.

Абонемент, абориген, абрис, агитаторша, алиби, баба, безалаберный, белобрысый, бяка, вдолбить, великосветский, версификатор, выкамаривать, давеча, дама, дева, девка, деяние, добро, ежели, зазеваться, кисть, кровинушка, мальчуган, молвить, рвач, рохля, хват.

Упражнение 37. Охарактеризуйте стилистическую и экспрессивную окраску, а также стилистическую функцию выделенных слов и грамматических форм в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк».

Русский 6 класс. Эмоционально окрашенные слова


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: