Степени выраженности дизартрии у детей

Дизартрия у детей классифицируется также по степени ее тяжести. Выделяют так называемую стертую дизартрию, или минимальные проявления дизартрии, и тяжелую степень выраженности дизартрических явлений – анартрию. Существует также классификация дизартрии у детей по степени понятности речи для окружающих (G.Tardier (1968):

— нарушения звукопроизношения незаметны, выявляются только специалистами в ходе обследования ребенка;

— нарушения произношения заметны для всех, но в целом речь ребенка понятна окружающим;

— речь ребенка понятна близким и только отчасти окружающим;

— речь непонятна даже близким ребенка.

Анартрия у детей

Тяжелая степень дизартрических расстройств, при которой совсем не имеются, либо имеются лишь слабовыраженные звукопроизносительные возможности, называются анартрией. В основе недоразвития звкопроизносительных способностей лежат резидуально-органические изменения ЦНС, аналогичные тем изменениям, которые наблюдаются у детей с ДЦП.

Как правило, у таких детей имеются нарушения ручного, артикуляционого, фонаторного и дыхательного праксиса, связанного с патологией стволово-подкорковых отделов мозга.

У детей может наблюдаться полное отсутсвие речи и голоса, наличие только голосовых реакций, возможности звукослового произношения. Отмечается, что при обследовании произносительной попытки ребенка при речевом стумилировании демонстрируют более речевой уровень, чем спонтанные произносительные попытки детей по собственному побуждению. В условиях собственной мотивационно-поведенческой активности появляется большее количество «случайно воспроизведенных» звуков, слогов и их сочетаний.

Имитация звуков и слогов при анартрии бывает в ограниченном диапазоне, проявляется главным образом, в произношении гласных, чаще «а», «э», реже – «у», «о», «и».

У детей, способных к произношению слоговых структур, отмечается произнесение в прямых слогах лишь твердых, смычных, щелевых. Аффикаты и соноры, как правило, не удаются в произношении.

Дети с анартриями понимают обращенную речь, обучаются пользоваться наборной азбукой, что свидетельствует об определенной сформированности фонематического восприятия.

При анартриях регистрируется большая истощаемость речевого слуха. Даже подростки с анартрией, которые в процессе коррекционной работы получили определенные понимания речи, испытывают значительные затруднения при прослеживании за развертыванием смысла бытовой беседы и диалога, за ходом действия кинофильма.

У части детей с анартрией длительные и систематические коррекционные мероприятия помогают сформировать полноценное фонематическое восприятие.

У таких детей формируют жестовые, голосовые, мимические и звукопроизносительные реакции для общения с окружающими.

9 Дизартрия Структура дефекта Степени выраженности


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: