Стань тем, что ты есть

Всего несколько христиан становятся старцами и еще меньше — юродивыми. Но все крещеные без исключения являются носителями Духа. «Ты не осознаешь или не понимаешь свое собственное величие?» спрашивает св. Макарий в своих «Поучениях». «Каждый из вас избран небесным помазанием и стал Христом по милости Божьей; каждый есть царь и пророк небесных тайн».

То, что случилось с первыми христианами в День Пятидесятницы, случается с каждым из нас, когда сразу после крещения по православному обычаю нас отмечают миром, или myron. (Это второе христианское таинство посвящения соответствует конфирмации в западной традиции.) Новообращенному младенцу или взрослому священник отмечает лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги словами: «Печать дара Духа Святого». Для каждого человека это есть его личная Пятидесятница: Дух, нисшедший наяву к апостолам в языках пламени, спускается на каждого из нас невидимо, но с не меньшей реальностью и силой. Каждый становится «помазанником», «Христом» на подобии Иисуса Мессии. Каждый отмечен даром (charismata) Утешителя. С момента нашего крещения и миропомазания Святой Дух совместно с Христом вселяется во внутреннюю обитель нашей души. Хотя мы и говорим Духу: «Прииди», Он уже внутри нас.

Каким бы легкомысленным и безразличным крещеный не был в своей последующей жизни, это внутреннее присутствие Духа никогда окончательно его не оставит. Но пока мы не будем со-трудничать с Божьей милостью, пока посредством проявления нашей не будем бороться за исполнение заповедей, присутствие Духа внутри нас скорее всего останется скрытым и неосознанным. Поэтому наша цель как у пилигримов на духовном Пути — сделать шаг, чтобы с положения, на котором благодать Духа находится и действует внутри нас в скрытой форме, подойти к точке сознательного понимания, когда мы познаем силу Духа открыто, непосредственно, воспринимая ее всем сердцем. «Огонь пришел Я низвесть на землю, — сказал Христос, — и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49). Пятидесятничная искра Духа, присутствующая в каждом из нас с крещения, должна разгореться в живое пламя. Мы должны стать тем, что мы есть.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость…» (Гал. 5:22). Сознательное понимание действия Духа должно стать тем, что проникает всю нашу внутреннюю жизнь. Необязательно каждому проходить через болезненный «опыт обращения». Еще менее обязательно каждому «говорить на языках». Большинство современных православных достаточно сдержанно оценивает ту часть «Пятидесятничного движения», по которой «языки» считаются решающим и необходимым доказательством того, что тот или иной человек действительно является носителем Духа. Дар «языков» был, конечно, довольно частым явлением во времена апостолов; но с середины второго века он уже стал менее распространенным, хотя полностью никогда не исчезал. Апостол Павел при каждом удобном случае утверждает, что это один из наименее важных духовных даров (см. 1 Кор. 14:5).

Когда «разговор на языках» подлинно духовен, кажется, что он представляет собой акт «отпускания» — ключевой момент в нашем отказе от духовной самоуверенности, когда на ее место приходит желание впустить Бога действовать внутри нас. В православной традиции акт «отпускания» выражается в форме дара слез. «Слезы, — говорит св. Исаак Сирин, — выявляют границу между телесным и духовным состоянием, между состоянием подчинения страстям и состоянием чистоты». Он пишет в своем известном отрывке:

Встреча \


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: