Стадии процесса понимания (по ю. н. карандашеву).

Стадия восприятия — превращение внешнего, воздействующего стимула в образ (в психический образ).

Стадия узнавания — психологический образ предмета соотносится с эталонными представлениями, в результате возникает совпадение / несовпадение их нормальных характеристик.

Стадия соотнесения значений предмета в целях выявления их противоречивости.

Стадия чувствования — устранение множественности значений и приведение их к общему значению (на неосознаваемом уровне). Значение не осознано, не локализовано, не вербализовано. (Стадия типологии значений — весьма важная в понимании элементов сообщения и их связей).

Стадия толкования — значение вербализуется, превращаясь в объект знаковых манипуляций — знаковая оформленность значения.

Стадия осознания — знаку приписываются разные значения.

Стадия отношения к каждому из имеющихся значений — положительное или отрицательное.

Стадия мнения. Совокупность отношений к множеству значений предмета ведет к выбору наиболее вероятного гипотетического значения. Это значение превращается в точку зрения, которую человек начинает считать своей. В мнение, которое всегда находится между незнанием и знанием.

Стадия умения — мнение проходит проверку практикой и превращается (или не превращается) в умение — регулятор поведения человека по отношению к данному предмету.

Если обобщить все изложенное о стадиях понимания реципиентом сообщения, то можно выделить следующую последовательность операций. Вначале он соотносит сообщение (слова, предложения, части текста, текст в целом) с собственной системой их значений, т.е. как бы декодирует убеждающую информацию, а затем на основе этого соотнесения реципиент выявляет связи между элементами сообщения и получает смысл или значение.

О понимании речи — фрагмент семинара Марианны Лынской (2018)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: