Средства создания характеров в сказах. соотношение реалистического и фантастического

Поскольку творчество П. П. Бажова во многом направлено на воссоздание уклада традиционного общества, в котором была значима половозрастная дифференциация, в основу типологии персонажей может быть положен половозрастной аспект. Как известно, деление людей по половозрастному принципу пронизывало любую социальную общность в традиционной культуре. Половозрастная стратификация была свойственна жизненному укладу как крестьянской общины, так и горнозаводского поселка. Каждая половозрастная группа обладала достаточно развитой субкультурой.

Система мужских образов в художественном мире П. П. Бажова репрезентативна. Прежде всего необходимо отметить, что фантастические персонажи, имеющие мужскую форму манифестации, в сказах П. П. Бажова крайне редки — это Великий Полоз, змей Дайко, Богатырь Денежкин.

Змей Дайко выполняет функцию кладохранителя. Место его пребывания — дно озера (нежилое пространство). Взгляд «престрашного змея» способен обратить человека в камень. При общении со змеем необходимо соблюдать нормы этикетного поведения.

Великий Полоз — изначально зооморфный образ, имеющий антропоморфную форму манифестации. В сказах П. П. Бажова («Про Великого Полоза», «Змеиный след», «Золотой волос») этот фантастический персонаж помимо охраны богатств, выполняет функцию дарителя, носителя социальной справедливости и, скажем так, блюстителя нравственных норм. Так, рассуждая о возможности помочь детям, думая о том, как бы не испортить их богатством, Полоз говорит: «Все люди на одну колодку. Пока в нужде да в бедности, ровно бы и ничего, а как за мое охвостье поймаются, так откуда только на их всякой погани налипнет… Ну, ладно, попытаем. Малолетки, может, лучше окажутся. А так ребятки ладненьки, жалко будет, ежели испортим. Меньшенький-то вон тонкогубик. Как бы жадным не оказался. Ты уж понастуй сам, Семеныч. Отец-то у них не жилец. Знаю я его. На ладан дышит, а тоже старается сам кусок заработать. Самостоятельный мужик. А вот дай ему богатство — тоже испортится» [I, 210]. В контакт с

Великим Полозом вступают люди, выполняющие функцию медиаторов. В сказе «Про Великого Полоза» таким посредником является солдат в отставке Семеныч, которого в поселке все зовут чертознаем.

Богатырь Денежкин (сказ «Богатыревы рукавицы») также выполняет функцию хранителя подземных богатств. В сущности, эти богатыри — персонифицированное воплощение каменной силы: «Они, конечно, на людей походили, только сильно большие и каменные» [II, 19]. Закономерно, что в финале сказа после передачи своих полномочий хранителя богатств и носителя социальной справедливости «понимающему человеку» богатырь Денежкин сливается с той стихией, воплощением которой он являлся: «Старый богатырь… сам глаза закрыл и стал гора горой» [П, 22].

Юваль Харари. Мудрецы и бесы || יובל הררי. שדים וחכמים


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: