Сочинения и изложения как средства развития связной речи

Классификация изложений и сочинений

Признак классификации Изложения Сочинения
По цели проведения 1. Обучающие (в начальной школе — все обучающие) 2. Контрольные (в начальной школе не проводятся)
По характеру текста 1. Повествовательные 2. Описательные 3. Изложения-рассуждения 1. Повествовательные 2. Описательные 3. Сочинения-рассуждения 4. Сочинения-рецензии (разбор и оценка чего-либо, отзыв) 5. Сочинения-эссе (свободное по композиции рассуждение по поводу прочитанного, просмотренного, услышанного; выражает индивидуальные впечатления; интонация разговорная)
По источнику материала —— 1. На основе личного опыта (о пережитом, увиденном, услышанном, по экскурсии, наблюдениям и т.п.) 2. На основе источников (по картине, по фильму, по литературному произведению, по спектаклю и т.п.)
По содержанию 1.Полные (подробные) 2.Близкие к тексту 3.Выборочные 1. На заданную тему 2. На свободную тему 3. На литературную тему
По объему 1.Подробные 2.Сжатые 1. Сочинение-миниатюра 2. Сочинение без ограничения объема
По наличию дополнительных учебных задач 1.По знакомому тексту 2.По незнакомому тексту 3.По тексту, воспринимаемому на слух 4.По тексту воспринимаемому зрительно 5.По тексту, воспринимаемому зрительно и на слух 6.С изменением лица рассказчика 7.Дополнить описанием героя, 8.Дополнить прилагательными 9.Дополнить рассуждениями 10. Дописать конец 1. На основе опорных слов (словосочетаний) 2. С использованием определённых грамматических форм 3. С конкретным лексическим, грамматическим или стилистическим заданием

От более простых типов сочинений и изложений к концу начальной школы переходим к более сложным. Считается, что изложение — более сложный вид работы, чем сочинение (т.к. пишем не то, что хочу; необходимо понять мысль автора и передать ее близко к первоисточнику).

Учимся писать сочинения в начальной школе


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: