Служебное назначение и типовые конструкции зубчатых колес

Современные механизмы и машины трудно представить без зубчатых колес. В то же время, до сих пор никто не знает, кем и когда было изобретено зубчатое колесо. С появлением зубчатого колеса значительно сократился путь развития машинной цивилизации.

Наука о зубчатых колесах, математическое и графическое обоснование профилей зубьев, появились одновременно с развитием геометрии, механики и кинематики в ХVII веке.

Эпициклоидная форма зубьев была создана в ХVIII веке французским ученым Катусом и применялась до ХХ века.

Эвольвентная форма зубьев создана профессором Петербургской академии Леонардом Эйлером (примерно в 1765 г.). С расширением области применения зубчатых колес установлено, что для изготовления одного и того же комплекта зубчатых колес эпициклоидного профиля режущего инструмента требуется в 2-3 раза больше, чем эвольвентного. Это была одна из причин постепенной замены эпициклоидного профиля эвольвентным. В настоящее время почти все зубчатые колеса изготовляют с эвольвентной формой зубьев.

В 1954 г. в бывшем СССР было изобретено новое зацепление, получившее название по имени автора М.Л.Новикова, — зубчатые передачи с зацеплением Новикова.

В современных машинах широко применяют зубчатые передачи. Различают силовые зубчатые передачи, предназначенные для передачи крутящего момента с изменением частоты вращения валов, и кинематические передачи, служащие для передачи вращательного движения между валами при относительно небольших крутящих моментах.

Зубчатые передачи, используемые в различных механизмах и машинах делят на цилиндрические, конические, червяковые, смешанные и гиперболоидные (винтовые и гипоидные).

Наибольшее распространение получили цилиндрические, конические и червяковые передачи (рис. 1).

Служебное назначение и типовые конструкции зубчатых колес

Виды зубчатых колес и типы зубчатых передач (Часть 1)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: