Слегка затуманенный взгляд создает впечатление погруженности в себя, утомления, разочарования.

Столь же типично для портрета времени Антонинов применение контрастного сопоставления фактуры лица и прически. Обрамляющие лицо прическа и борода, обработанные глубокими врезами, образуют живописную игру темных и светлых пятен, в то время как лицо, в обработке которого применена полировка, кажется светящимся изнутри, что усиливает впечатление одухотворенности.

В портрете сириянки, видимо, придворной дамы восточного происхождения, правдивость в передаче внешних черт со всеми особенностями восточного этнического типа соединяется с глубокой внутренней характеристикой. Здесь создан образ, в котором изысканность и тонкая нервность соединяются с едва уловимым оттенком грусти; но этот оттенок чувства выражен художником так, что зритель воспринимает его не только как определенное качество модели, но как настроение, характеризующее целую эпоху.

Интересен по своеобразному подходу к модели замечательный портрет негра. Характерность этнического типа не заслоняет здесь внутреннего содержания образа; силой выражено чувство печали, которым полны широко раскрытые глаза негра.

К лучшим произведениям относится также портрет мальчика-ливийца.

Установившиеся стилевые приемы, способствовавшие созданию образов определенного типа, начали применяться в портретах самых разных лип, без различия их индивидуальности, что, в конечном счете, привело к господству шаблонной схемы.

К концу правления Антонинов относятся такие произведения, как портрет императора Коммода в виде Геракла, в котором сделана попытка чисто внешне понятыми приемами создать выразительный образ.

От времени Антонинов до нас дошел бронзовый памятник Марку Аврелию на Капитолийской площади в Риме — единственный образец античного конного памятника. Однако черты, созерцательности образа, имеющиеся в этом произведении, находятся в противоречии с героической идеей, воплощать которую призван конный памятник.

ROCANNON


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: