Скорая визгливая помощь

Ирочка в группе была меньше всех и по возрасту, и по росту. И всё было нормально, пока ходила она в детский сад. Там воспитательница всегда рядом, и это надёжная охрана. А в школе на перемене ты вроде как сам по себе, и к этому надо привыкнуть. И вот житья ей не стало от соседа по парте, белобрысого Максимки. То толкнёт, то за косичку дёрнет, то тетрадку выхватит — и умчится. А потом и совсем разошёлся-Помог ей очень простой совет, который дала мама: если тебя обижают — тут же поднимай большой шум. Можно стучать, уронить с грохотом что-то на пол. Кричи громко-громко, так, чтоб у обидчика уши заложило. Кричи так, чтоб тебя услышали.

Дети в школе часто стесняются пошуметь именно тогда, когда это как раз необходимо. Особенно первоклашки: им всё в новинку и то, что говорит первая учительница, — для них закон. Надо обязательно объяснить ребёнку заранее, что делать, если на тебя нападают. И объяснить (и потренироваться) не один раз. Как? Взять и поиграть, то есть проиграть всяческие ситуации, в которые может попасть ваш первоклашка. (Если мы готовим детей к школе, обучая читать и писать, то почему бы не проводить не менее полезные уроки: как эффективно обороняться «подручными средствами».) Не драться, нет, а защищаться. Вовремя, сразу же обращаться за помощью к старшим. Мы так часто одёргиваем детей, что многие из них предпочитают отмалчиваться просто потому, что побаиваются: будет только хуже, взрослые за несанкционированный шум накажут.

Но Ирочкина мама не только помогла девочке снять внутренний запрет, она поступила ещё лучше: помогла «вредному» мальчику исправиться. («Вредному» мы берем в кавычки, потому что дети часто ведут себя плохо не потому, что испорченны, а потому, что не знают, как можно иначе обратить на себя внимание.) Мама попросила мальчугана-хулигана охранять и защищать Ирину, «потому что ты сильный, я надеюсь на тебя». И при случае поблагодарила (при всех и не раз), «какой молодец, теперь я за дочку спокойна, спасибо тебе». Если честно, нельзя сказать, что мальчик стал надёжным её защитником, но что перестал быть нападате-лем — это точно.

Кстати сказать, те, кто вечно наскакивает на других, не обязательно стремятся навредить, зачастую просто не знают, куда девать свои силы и как иначе обратить на себя внимание; и наше дело направить их в нужное русло.

Ребёнок должен чётко усвоить: когда на тебя нападают, когда силы неравны — зови на помощь. Поднимай большой шум. Это не стыдно, это мудро.

Особенно важно усвоить это мальчикам: они часто отмалчиваются просто потому, что им с детства внушили: «кричать стыдно», «будь сильным», «не веди себя как слабак».

Казалось бы, странно: чему-чему, а этому (как погромче повизжать) детей учить не надо: кричать они умеют и без нас, и достаточно вдохновенно. Но вот именно что шуметь и кричать, а в самый ответственный, критический момент, когда на него нападают, ребёнок может так растеряться, что сил не хватит (и в голову не придёт) позвать на помощь. И тогда одна надежда: кто-то увидит и вмешается.

Наша задача — так сориентировать ребёнка, чтоб ему и в голову не пришло промолчать там, где надо обратиться за помощью. Чтобы призыв о помощи выскакивал из него автоматически.

\


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: