Система рекомендательных краеведческих библиографических пособий: критерии ее формирования, структура.

Характеристика основных типов пособий и их использование в библиографической работе.Этим вопросом занимались – Щерба, Михлина, Мамонтов. Система – это упорядоченное совок-ть КБП наход-ся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. Рекомендат-ые БП способствуют распространению знаний б/гр-ми методами. Потребителями РБП могут быть: учителя, лекторы, экскурсоводы, музейные лекторы, туристы, школьники разных классов. Созд-ся универсальные тематические БП, биобиблиографические самых разных типов, жанров. Могут широко исп-ся жанры памятки, дайджесты, план чтений, круг чтения.1 гр. универсальных БП имеют типичное название: указатели типа «Что читать о … крае». Этот тип указ-лей начал формироваться с начала 50-х годов. Это были БП в которых отражается лучшая лит-ра, доступная, за последние 5-10 лет по всем вопросам жизни края. Эти указ-ли созд-ся и аннатируются, носят как правило рекомендат-й харак-р. 2 гр. пос. «Комплексные указ-ли» край за… лет. Комплексные – это указ-ли в которых отраж-ся лит-ра о достижениях, изменениях экон-ой жизни, культурной жизни края. В них имеет место произ-во, с/х., здравоохранение, лит-ра о развитии в области культуры «край в … пятилетке».3 гр. «календари знаменательных и памятных дат». Созд-ся для подготовленного читателя. Это самое оперативное БП изд-ся ежегодно. Они м/б. использованы б-рями, лекторами, необходимы для выполнения справок, для проведения массовых мероприятий. Отражают основную лит-ру о юбилейных датах. 4 гр. тематические пособия – явл-ся дополнением для «Что читать о … крае», широко раскрывает тему, обогащают круг источников. Тематика м/б. связано с историческими явлениями, вопросы изучения культуры края. Н-р, «указ-ль посвящ-ой ВОВ», «Крестьянство и колхозостроительство», «Край в худ-ой лит-ре», «Север в годы ВОВ», «Владимирский край в худ-ой лит-ре». Персональные указ-ли, биобибл/гр. словари – это рекоменд-ые БП, веорятно главная задача этих пособий подчеркнуть и показать влияние края на творчество и влияние деятеля к краю. Созд-ся Биобибл/гр. пос. о лицах деят-ть которых харак-но и преимущественно проходило на этой территории, о связи их с краем. Н-р, «Писатель и край», «Край в творчестве писателя». Для всех пос. харак-но отбор лучшей лит-ры, сопровождение их советами б-рю по использ-ию лит-ры и по его распространению.Рек. б.п. о крае необходимы для распространения знаний о крае среди всех категорий читателей. Среди юношества, молодежи, тех кто помогает познавать край, учителей, лекторов, б-рей. Рек. б.п. о крае появились в 20-х гг. 20 в. Создавались общ-ва изучения края или по личной инициативе энтузиастов, кот. Работали в этом общ-ве.число их было не велико. В нач. 50-х гг. были выпущены первые весточки «Что читать о крае»в Хабаровске и Чувашии.. далее появились комплексные указатели, кот. наз-ся «край за …лет. Они предназначены для подготовленной группы чит-лей, кто распр-ет знания и их задача раскрыть лит-ру о достижениях края за опред. период времени, по самой актуальной тематике.и позволяет сопоставить что было а что есть. Эти б.п. появились в 40-х.хорошо дополнять эти указатели стали «календари знаменат. пмятных дат». Тоже для подготовл. чит-ля. Посвящены юбилеям, событиям. Появились в 39-40-е впервые в ростов. науч. б-ке в виде плакатов.потом был запрет на КЗПД. Тематич. указателей было множество по разным сторонам жизни края.(природа, история, эк-ка, кул-ра, искусство). Тем. Б.п. позволяют глубже раскрыть тему. Также в эту подсистему входят персон. указ-ли. Посвящены писателям, деятелям искусства. Художникам края.предст-ют собой памятки. В кот. отраж-ся лучшие произ-я, лучшая лит-ра о нем.. созд-ся и биобиблиогр. Словари. например, писатели Сибири, Москвы) потом словари о других деятелях края. О рев. деят., героях сов. Союза.Сс.пособий склад-ся по терр.:-о респуб.в целом,-о муницип.образован.

Быстрое оформление библиографических ссылок (списка литературы)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: