Система обеспечения национальной безопасности

Конституционная структура власти. Вопросы национальной безопасности страны, и прежде всего верховное командование вооруженными силами является прерогативой королевы. Полномочия королевы согласно установленному закону реализует существующее правительство.

Политический контроль. Внешняя политика и политика в области безопасности определяется коллективно кабинетом министров и его комитетами. Премьер-министр возглавляет постоянный комитет по делам заморских территорий и оборонной политике, который решает большинство вопросов, касающихся обороны. Некоторые оборонные вопросы находятся в ведении других комитетов кабинета, например вопросы оказания военной помощи гражданским органам власти в Северной Ирландии решаются в комитете по Северной Ирландии. Министр обороны в рамках кабинета министров отвечает за формирование и реализацию военной политики. Министр обороны и его заместители подотчетны парламенту по всем вопросам.

Парламент утверждает ассигнования на цели обеспечения безопасности. Министр обороны отчитывается перед парламентом за расходование выделенных средств. Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в области обороны, проводя прения в обеих палатах в ходе ежегодного обсуждения доклада по оценке национальных оборонных возможностей («Белая книга по вопросам обороны»), в котором излагается военная политика Великобритании и подробно рассматриваются вопросы обороны. Проводятся также отдельные слушания по деятельности видов Вооруженных сил.

Парламент информируется о важных решениях или событиях, имеющих определяющее значение для безопасности страны. Он рассматривает такие правовые документы, как Закон «Об армии», согласно которому каждые 5 лет продляются нормативные акты отдельных видов вооруженных сил, определяет также правовые нормы, в соответствии с которыми строятся и функционируют вооруженные силы. Кроме того, парламентарии избирают комитеты (включая комитет по обороне палаты общин), обладают правом запрашивать документы и задавать вопросы министрам и другим официальным лицам.

Члены парламента в индивидуальном порядке обращаются с устными или письменными запросами к министрам по всем аспектам военной политики.

Партийная принадлежность премьер-министра, равно как и сами основные политические партии, в определении политики национальной безопасности особой роли не играют вследствие относительно сходных позиций обеих партийных платформ по данным вопросам (табл. 6.1)

Cовещание по вопросам развития государственных органов системы обеспечения национальной безопасности


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: