Синтаксические недочеты, связанные с построением сложного предложения

Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным также относится к распространенному типу речевых недочетов: Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован. Отредактировать это предложение можно следующим образом: Студенты проходили практику в одном из заводских цехов, который недавно был реконструирован.

Не будем с вами забывать, что синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность в свою очередь приводит к стилистической дифференцированное.

Стилистические возможности современного русского синтаксиса довольно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленную для функционирования в различных типах общения.

В главной части многих сложноподчиненных предложений необходимо указательное слово (местоимение), к которому относится придаточная часть. Пропуск такого обязательного компонента приводит к ошибкам:

*Кстати, однажды меня засекла одна учительница, как я с удовольствием расстрелял одно из школьных окон и наслаждался его падением (газ.).

В этом предложении смешаны два возможных варианта конструкции — две разные модели сложноподчиненного

предложения:

а) …учительница засекла (= видела), как я расстрелял окно. ..;

б) …учительница засекла (= застала) меня за тем, как я

расстрелял окно…

Смешение двух моделей вызвано здесь тем, что говорящий (известный музыкант, у которого берут интервью) использовал жаргонное словечко «засекла», имея в виду сразу лия его значения («видела» и «застала»), в то время как эти значения требуют разного построения конструкции. Дело в том, что второе значение требует дополнения меня внутри главного предложения, но, как только это дополнение появляется, без указательного слова, организующего связь с придаточной частью, обойтись уже нельзя — происходит переход от модели (а) к модели (б).

Еще один похожий пример: Последняя встреча Иванова с Олбрайт свидетельствует, что мы можем добиться успеха в этом направлении (газ.)

Должно было быть:., свидетельствует о том, что…

В последнее десятилетие количество ошибок в подобных конструкциях заметно возросло. Это связано с тем, что в системе сложноподчиненных предложений русского языка соседствуют близкие модели:

а) с изъяснительным придаточным (без указательного слова в главной части); некоторые такие предложения допускают вставку указательного слова (но не требуют ее), сравните: …говорил, что… —говорил о том, что…;

б) так называемые предложения вмещающего типа — с обязательным указательным местоимением в главной части: …свидетельствовал о том, что… (в школьной грамматике такие предложения тоже относят к изъяснительным.

ЕГЭ 2017. Нарушения в построении сложного предложения. Русский язык. (Вопрос 7)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: