Шесть систем ведической философии.

Ньяя , Ваишешика, Санкхья, Йога, Мимамса и Веданта – эти названия философских школ известны каждому, кто знаком с Ведической культурой. Поэтому в ознакомительном порядке предлагаем Вашему вниманию краткий обзор этих школ Ведической философской мысли, основанный на одноименном курсе Е.С.Сухотры Свами.

Введение.

Слово «Веда» означает знание. В современном мире для того, чтобы обозначить авторитетное знание, служащее основой человеческого прогресса, мы используем слово наука. Для древних обитателей Бхарата-варши, слово «Веда» имело даже более глубокое значение, чем для нас сегодня слово «наука». Это было потому, что в те дни научные изыскания не ограничивались миром, воспринимаемым физическими чувствами. И определение человеческого прогресса не ограничивалось массовой технической эксплуатацией материальной природы. В ведические времена наука была сосредоточена на вечном, а не временном; человеческий прогресс означал продвижение в духовном знании, приводящем к освобождению души из ловушки материальной природы, временной, исполненной невежества и страдания.

Ведическое знание называется апаурушея, что означает «не созданное людьми». Ведическое знание явилось на заре космоса в сердце Брахмы, родившегося из лотоса полубога творения, от которого исходят все виды жизни в этой вселенной. Брахма передал это знание в форме шабды (духовного звука) своим непосредственным сыновьям, которые были великими мудрецами с высших планетных систем, таких как Сатьялока, Джаналока и Тапалока. Эти мудрецы передали Ведическую шабду ученикам по всей вселенной, включая мудрецов на земле в древние времена. Пять тысяч лет назад великий Ведический авторитет Кришна Дваипаяна Вьяса записал шабду в виде писаний на Санскрите (шастры), которые в совокупности сегодня называются Ведами.

В древней Индии изучение Вед было особой прерогативой брахманов. В соответствии с четырьмя ашрамами брахманической культуры, существовали четыре уровня постижения Ведического знания. Первый уровень образования был запоминанием Ведической Самхиты, которая состоит из 20,000 мантр (стихов), разделенных на четыре части (Риг, Сама, Яджур и Атхарва), которые воспевали жрецы, прославляя различные аспекты Верховного Существа во время жертвенных ритуалов. Вторым уровнем было изучение части Вед Брахмана, которая обучает ритуалам для исполнения своих обязанностей перед семьей, обществом, полубогами, мудрецами, другими живыми существами и Верховным Господом. Третьим уровнем было овладение частью Араньяка, готовящей удалившемуся от дел домохозяина к полному отречению. Четвертой степенью было овладение Упанишадами, которые представляют философию Абсолютной Истины тем, кто ищут особождения от рождения и смерти.

Тексты, изучаемые на четырех стадиях формального Ведического образования, в совокупности называются шрути-шастры, писания, которые должны быть услышаны брахманами. Но шрути-шастры – это не все, что имеется в ведической литературе. ВЧхандогья Упанишад говорится, что Пураны и Итихасы составляют пятый раздел Ведического образования. Пураны и Итихасы дают то же знание, что и четыре Веды, но оно проиллюстрировано обширными историческими повествованиями. Пятая Веда именуется смрити-шастра (писания, которые необходимо помнить). Изучение Смрити-шастр позволялось и не-брахманам.

Традиционно шесть школ мысли провозглашали Ведическую мудрость каждая с разных философских углов зрения. Каждый из этих взглядов, или даршанов, связан со знаменитым мудрецом, являющимся автором сутр (афоризмов), выражающих суть даршана. Веданта-сутра Вьясы, которая тщательно исследует и выносит суждение относительно шести систем Ведической философии (наряду с другими философиями), формирует третью огромную составляющую Ведической литературы после шрути-шатр и смрити-шастр. Она называется ньяя-шастра, или писания философских заключений…

Бхакти-шастры (ашрая) Веды, 6 систем ведической философии


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: