Сенсорное воспитание в теориях монтессори, ибуки, судзуки

Поскольку значение сенсорного развития ребенка для его дальнейшего развития было доказано давно, дошкольная педагогика знает немало попыток организовать такую среду, в которой успешно формировались бы сенсорные процессы дошкольника, закладывая, таким образом, основу развития психических процессов: мышления, памяти, речи. В современном мире получили широкую известность теоретические и практические наработки таких исследователей, как Мария Монтессори, М. Ибука, Судзуки.

М. Монтессори утверждала, что помещение, в котором находятся дети, не должно угнетать ограниченностью площади и загроможденностью мебелью. Простота и эстетичность, гармония линий и цветовая гамма — все должно положительно влиять на восприимчивую детскую душу.

Особую роль отводила М. Монтессори «гигиене мышления», действенным средством развития которого считала сенсорную гимнастику. Она считала, что без сенсорной гимнастики нет первоначальных, таких необходимых, упражнений интеллекта. Нельзя научить правильно ребенка мыслить, если оно само не будет практиковаться в этом. Вот с такой целью и предложена ею система сенсорных упражнений, сенсорной гимнастики. Размер, форма, структура, масса, температура, вкус, звук, цвет — необходимо научить ребенка все это различать. Программа М. Монтессори предлагает методику развития тактильных, стереогностичных, хромотичных восприятий, зрения, распознавания звуков и др.

Она утверждает, что в этом возрасте дети жадно впитывают любые сенсорные ощущения и необходимо создать максимально комфортные условия для восприятия, переживания, прочувстования окружающие мира, именно так и осуществляется его познание на ранних этапах развития.

М. Ибука много внимания уделяет подбору игрушек, в играх с которыми ребенок проводит много времени. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная.

По идеям Монтессори разработана серия игрушек, имитирующих реальные предметы быта. Их можно трогать, бросать, помещать внутрь друг друга, расстегивать и застегивать, открывать и закрывать. Все это навыки, необходимые ребенку в жизни. «С нашим ограниченным воображением мы, взрослые, считаем, что книжку нужно только читать, а из кубиков строить. Книжки и кубики обычно бывают первыми игрушками ребенка. Взрослые навязывают ребенку свои представления о том, как надо с ними играть. Если ребенок играет по-своему, значит, цель достигнута независимо от того, с чем и как он играет. Поправлять его — значит мешать его творческому развитию или даже отнимать у него желание играть вообще» [10]. Ребенок может использовать книжку как туннель, или рисовать на ней, или порвать ее. Лучше вообще не давать ему книжек, чем настаивать, чтобы он их только читал. Когда у него появится интерес к чтению, он и сам поймет, что книги интереснее всего читать. Ибука предлагает использовать в качестве «игрушек» глину, бумагу для вырезания, цветную бумагу для складывания фигур. Эти материалы имеют одну общую характеристику — они не имеют определенной формы или назначения. Другими словами, им можно придать любую форму. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего [10]. Исследования М. Ибука подтверждают: ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Серия дидактических игр по сенсорному воспитанию


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: