Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании

Именно такое письмо — цель обучения: все упражнения завершаются в школе, человека будет экзаменовать сама жизнь.

Самостоятельное письменное выражение мысли — один из видов речемыслительной деятельности человека, признаваемой психологами творческим актом. Само собой разумеется, что в такой деятельности главной целью является не орфография, не каллиграфия, а точное, адекватное выражение содержания речи и мысли автора, его эмоций, стремлений.

Письменная речь учащихся и средства ее развития будут рассмотрены в соответствующем разделе данной книги; здесь же прослеживается механизм данного вида письма:

а) выбор темы, ее осознание, подготовка материала, содержания предстоящего сочинения;

б) обдумывание плана и композиции сочинения;

в) выбор слов и построение предложений в уме (порядок слон, грамматические связи между ними, маркирование);

г) приготовление к записи;

д) выявление орфограмм, пунктограмм одновременно с письмом его темпе;

е) проверка орфограмм — по памяти, по правилам; запись;

ж) самопроверка после каждого предложения, в конце работы — еще одна, общая самопроверка; исправления. Исправления, сделанные самостоятельно учащимися в письменных работах, должны поощряться учителем, а не караться, как это бывает.

Виды самостоятельных текстовых упражнений, используемые в школе с двоякой целью:

развития речи и мышления и усвоения правописания в свободных условиях: составление и запись предложений на заданную тему, возможно — по опорным словам, по заданной модели (схеме);

составление и запись небольших текстов, или сочинений малых форм (микросочинений), или пейзажных зарисовок и т.п.;

изложения различных типов, свободная диктовка;

сочинения разных типов;

составление и запись различных деловых бумаг — заявлений, писем и пр.;

первые попытки детского литературного творчества;

ведение различных дневников.

Детские творческие работы не следует использовать в качестве контрольных работ в начальной школе: лишь в старших классах они используются с этой целью наряду с целями развития, разумеется, как и в начальных классах. Исправление ошибок, допускаемых младшими школьниками в самостоятельных речевых упражнениях, должно быть тактичным, роль учителя здесь сводится к помощи найти ошибку и исправить ее самостоятельно.

Планомерное, спланированное на значительный отрезок времени или на весь период изучения темы, соотнесенное по целям, видам и этапам изучения использование описанных здесь упражнений составляет систему грамматико-орфографических упражнений.

Лекция 1.2. Правила подготовки делового письма


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: