С оформлением морского протеста

В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие (шторм, посадка на мель, ледовая обстановка, сжатие, столкновение, общая авария, загрязнение акватории нефтью и пр.), которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств «происшествия» и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах (ст. 394 КТМ РФ).

Заявляя морской протест, капитан может исходить не только из Факта ущерба, но и его вероятности и не только ущерба судовладельцу, но и другому лицу — юридическому или физическому (грузовладельцу, другой судоходной компании, фрахтователю и др.).

Сложились традиционные редакции вступительной части морского протеста:

«Мною и моим экипажем были приняты все меры для сохранения груза, рекомендуемые хорошей морской практикой, однако, опасаясь повреждения груза от действия непреодолимой силы, я протестую против возможных претензий как ко мне, так и к судовладельцу»;

или «Опасаясь того, что грузу причинен ущерб…»;

или «Предполагая, что груз поврежден…».

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельства происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Учитывается, что капитану законом (а законодательство о морских протестах существует с конца 19 века) даётся право опротестовать имущественные требования к судовладельцу, если из свидетельских показаний очевидцев, выписок из судового (log book) и машинного журнала и др. явствует, что причинённый ущерб явился следствием обстоятельств, за которые судно, принявшее все зависящие от него меры, не может нести ответственности.

Согласно ст. 395 КТМ РФ, заявление о морском протесте делается в порту РФ нотариусу, в иностранном порту — консулу РФ или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Морской протест не обладает абсолютной доказательной силой, он дает лишь определенное толкование фактических обстоятельств.

Соответственно, нотариус, принимая протест, а затем, составляя акт о морском протесте, не обязан проверять и оценивать материалы, лежащие в его основе.

ТОРТ с ДЕЛЬФИНАМИ ☆ Декор из БЕЗЕ ☆ Выравнивание и оформление


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: