Роль внимания в обучении

Внимание – основа обучения, т.к. является источником интереса к предметам и явлениям окружающего мира, начиная уже с первых месяцев жизни ребенка (непроизвольное внимание вплоть до дошкольного возраста).

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к произвольности внимания. Являясь одним из условий успешности уч. процесса (в частности, усвоения и понимания материала), произвольное внимание в нем и формируется. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

Основная причина невнимания – недостаточная активность учащихся, поэтому необходима постоянная мыслительная деятельность, поддерживаемая многообразными практическими действиями. Однообразная, продолжительная, нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания. В младших классах особенно важно применять разнообразные формы и виды работы, важно задействовать различные виды внимания, применять визуальный и звуковой наглядный (иллюстрирующий) материал. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними. В педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание и 2) содействовать развитию произвольного. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

В отечественной психологии (Петровский) внимание понимается как идеальное, сокращенное и автоматизированное действие контроля (однако внимание не ограничивается только контролем). Важен переход контроля (внимания) на уровень свернутого умственного действия, т.к. происходит не только следование за действием, но и его опережение (например, при списывании текста контроль сближается с написанием и опережает его), что является одним из условий правильности выполнения учебной деятельности. В процессе обучения усиливаются связи внимания с основными интеллектуальными процессами (вербальная память и вербально-логическое мышление).

Основные свойства внимания:

а) устойчивость внимания;

б) концентрация внимания;

в) распределение внимания;

г) переключение внимания;

д) объем внимания;

BEEHIVEOR | Курс — Neuroeducation |


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: