Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Самоанализ и рефлексия преподавателя и учащихся. Рефлексия на уроке

(Почтарук В.В.)

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

Одна из задач рефлексии – выяснить, что же на самом деле происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании – одна из движущих сил рефлексии – её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов.

Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

1. Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

2. По содержанию: устная и письменная.

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».

Type


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: