Разные способы видеть мир. обыденная, религиозная, научная, философская картины мира.

Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение во Вселенной. Это стремление находит выражение в построении «картины мира». Сам термин достаточно выразительно и говорит сам за себя. Он означает образно — понятийную копию мира, которая дает возможность ответить на вопросы: Что такое мир? Есть ли единая основа мира? Какое место занимает человек в мире? Мир один, или миров много? и так далее. Такая картина всегда мировоззренчески окрашена, и непременно включает в себя ценностные суждения, идеи, предполагающие выработку определенного отношения человека к миру и мира к человеку. Картины мира, помогающие ему ориентироваться в мире, складываются в рамках повседневной жизни и в ходе различного рода духовной деятельности человечества.

Различают: обыденную, мифологическую, религиозную, эзотерическую, научную, философскую картины мира. Каждая из них дает свою версию того, каков «мир на самом, деле» и какое место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу, а от части взаимодополнимы и способны составлять целое. В каждой из них мир описывается на различных культурных языках, имеется свой смысловой центр, вокруг которого располагаются все другие компоненты, составляющее целостный образ Вселенной.

Обратимся непосредственно к рассмотрению картин мира. Обыденная картина мира складывается в ходе повседневной жизни и представляет собой мир как единый и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры, человека занятого ежедневными делами не интересуют. Обыденная картина мира строится вокруг человека, и она насквозь человечна. Для обыденного понимания важно здесь и сейчас, оно не обращено в прошлое и не заглядывает в будущее. Главное прожить жизнь.

Религиозная картина мира исходит из выделения двух миров: земного и небесного. Все религии во все времена считают, что наша земная действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, вторичный характер. Она результат или проекция другой настоящей, истинной реальности: Бога или богов. Таким образом, религии, удваивая мир, указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы сверхестественны. Их власть над земным миром если не абсолютна, то огромна.

Научная картина мира строится вокруг объекта познания, по определенным правилам, с использованием особого языка. Она представляет собой целостное образование, теоретическую непротиворечивую систему знаний, формирующуюся и развивающуюся на базе фундаментальных достижений частных наук, прежде всего естествознания, удостоверяемых наблюдением, экспериментом.

Философская картина мира складывается на основе имеющейся научной картины мира, но значительно отличается от нее. По известному выражению немецкого мыслителя Э.Гуссерля (1859-1938), философу не достаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы и формулы, по которым, мы можем предсказать будущее и »восстановить» прошедшее. Ему важно внести ясность в вопрос о том, что составляет суть вещей, событий, законов природы. Философская картина мира выходит на уровень понимания взаимосвязи человека с миром. Она строится вокруг субъекта. Поэтому единой философской картины нет. Каждый философ, используя единые принципы, создает свою собственную картину мира. Центральное место в философской картине мира занимают такие понятия, как: бытие, субстанция, материя, пространство, время.

Михаил Васильевич Попов — в каком мире мы живем?


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: