Равновесие потребителя.

Спрос и конкурентное поведение потребителя

Закон убывающей предельной полезности.

Кривые безразличия и бюджетная линия.

Равновесие потребителя.

1. Закон убывающей предельной полезности.Потребитель на рынке стремится максимально удовлетворить свои потребности при минимальных издержках. Основным теоретическим подходом, объясняющим поведение потребителя на рынке является теория предельной полезности. Суть данной теории сводится к следующему:

— потребитель стремится максимизировать общее количество полезности, которое он получает (полезность – это удовлетворение, получаемое от потребления блага);

— в своём стремлении к максимизации полезности потребитель наращивает потребление товаров и услуг;

— с потреблением каждой дополнительной единицы товара общая полезность растёт, а предельная полезность падает, а вместе с ней и цена товара; таким образом получается, что цена товара зависит от степени насыщения потребности в нём; впервые эта зависимость была сформулирована немецким экономистом Г. Госсеном и получила название «первого закона Госсена».

Графики на рис. 1 иллюстрируют поведение совокупной и предельной полезности. Можно заметить, что совокупная полезность растёт по мере увеличения единиц потребляемого продукта, но растёт всё медленнее и медленнее, поскольку предельная полезность неуклонно сокращается. Когда предельная полезность становится равной нулю, совокупная полезность достигает своего максимума. Если продолжать потребление далее этой точки, предельная полезность станет отрицательной величиной, а совокупная полезность начнёт уменьшаться.

Если общая полезность задана алгебраической функцией TU= ?(Q), то предельную полезность можно рассматривать как первую производную этой функции:

Потребительское равновесие


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: