Работе с неговорящими детьми

Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Лабильность нервной системы детей при наличии большинства речевых нарушений может стать одним из предрасполагающих факторов к возникновению заикания. В связи с этим, необходимо применять меры для профилактики возникновения заикания и коррекции/компенсации описанных эмоционально-личностных особенностей. Правильное речевое воспитание будет способствовать успешной социализации безречевых детей.

Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика или психогимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребенка. Психогимнастика помогает детям изучать различные эмоции, учит ими управлять, совершенствует коммуникативные навыки, способствует развитию эмоциональной лексики детей; это обеспечивает нравственное развитие ребенка [1]. Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения), нормализации мышечного тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики.

Взрослому целесообразно экспрессивно выделять во время психогимнастических упражнений характеристики движений детей, таким образом, обогащая их внутренний лексикон: «напряжение—расслабление»; «резкие—плавные»; «быстрые—медленные»; «вращаться», «прыгать», «кружиться», «шевелиться», «застывать» (выделенные в тексте слова можно заменить более простыми, часто встречающимися синонимами, если уровень языковой способности ребенка более низкий). Объясняя значения слов, одновременно реализуя их на уровне психофизиологии, логопед закрепляет за ними чувственные концепты, что способствует их дальнейшей актуализации. Приведем примеры игр и игровых упражнений, основанных на методе психогимнастики.

Игра «Помогаем маме»

Основные приемы логопедической работы с неговорящими детьми


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: